ИНТЕРВЬЮ: Жан-Мартэн Фольц, президент PSA Peugeot Citroen


ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ – МОСКВА – В современной автоиндустрии бал правят менеджеры без автомобильного прошлого: во главе практически всех самых успешных компаний стоят “варяги”. Президент Porsche Венделин Видекинг по образованию инженер-механик, председатель правления BMW Гельмут Панке – физик-ядерщик, президент Toyota Фудзио Чо был юристом, председатель правления Renault Луи Швейцер – госслужащим. Напротив, компании, которыми руководят бывшие автомобильные инженеры, в последние годы не блещут.

Президент PSA Peugeot Citroen Жан-Мартэн Фольц до того как прийти в эту компанию руководил алюминиевым производством и концерном – производителем продуктов питания. Под управлением Фольца PSA движется по своей колее. Крупнейшая французская автомобилестроительная компания избегает модных в автоиндустрии слияний, поглощений и вхождений в капитал конкурентов. Этой стратегии Фольц предпочитает взаимовыгодные альянсы.

Европейцы, задыхающиеся в тесных городах, ценят маленькие автомобили? И PSA совместно с японской Toyota строит завод, на котором начинается производство соплатформенных малолитражек Peugeot-107, Citroen C1 и Toyota Aygo. Рынок требует внедорожников, а PSA их никогда не делала? И французы заключают союз с японской Mitsubishi Motors – паркетный внедорожник совместной разработки должен появиться в продаже в 2007 г. Есть возможность воспользоваться чужим ноу-хау? И Фольц договаривается с немецким BMW о строительстве нового завода по производству малолитражных двигателей. Этот альянс, как и все прочие, взаимовыгоден: BMW поделился своими технологиями в производстве бензиновых моторов, а PSA, объем производства которой в три раза больше, – умением сбивать цену поставщиков комплектующих.

Продажи группы PSA Peugeot Citroen выросли в прошлом году до 3,4 млн машин по сравнению с 2,1 млн в 1997 г. Но будущее компании не безоблачно. Peugeot-206 – самый продаваемый автомобиль в Европе и основа благосостояния французского концерна – доживает на конвейере последние месяцы. Будет ли приходящий ему на смену Peugeot-207 столь же популярен? Конкуренты, работающие, как и PSA, в нише “демократичных” автомобилей, тоже научились делать красивые машины и теснят французов, славящихся своим дизайном.

А тут еще объявились китайские автопроизводители – на только что закончившемся во Франкфурте автосалоне свою продукцию представили сразу три китайских автозавода. Они обещают завалить Европу автомобилями с такими низкими ценами, о которых в ЕС уже все забыли.

Даже партнеры PSA норовят вступить с ним в конкуренцию – иранский концерн Iran Khodro начал продавать в России Peugeot-206 собственной сборки на $2000 дешевле французских автомобилей. Французы отреагировали очень быстро: Фольц заявил, что PSA готова подать в суд на иранцев, так как по условиям контракта они не имеют права ввозить свои автомобили в Россию. О том, каким он видит будущее PSA Peugeot Citroen, президент компании Жан-Мартэн Фольц рассказал “Ведомостям”.

“А не пора ли уже и нам начать сборку в России?”

– Почему вы приняли решение подать в суд на Iran Khodro?

– Peugeot не подавал в суд на Iran Khodro, но предупредил предприятие, которое импортирует эти автомобили в Россию, что оно не имеет права использовать торговый знак Peugeot.

– Представитель Iran Khodro заявил, что речь идет о “недоразумении”, которое вскоре будет снято. Как, по вашим оценкам, развивается ситуация, как и когда она может разрешиться?

– Без комментариев.

– Не помешает ли нынешний конфликт началу продаж в России седана Peugeot-206 иранской сборки, запланированному на 2006 г.?

– Проект продаж седана Peugeot-206, собираемых на Iran Khodro, актуален, причем все автомобили будут продаваться через официальную дилерскую сеть Peugeot в России.

– Раз уж вы начинаете продавать в России Peugeot иранского производства, может, пора уже задуматься о строительстве собственного завода PSA в России? Тем более что ваши главные конкуренты либо уже построили заводы в России – как Ford, Renаult и General Motors, либо начинают это делать – как Toyota.

– На настоящий момент группа PSA Peugeot Citroen приняла решение развивать бизнес в России на основе импорта. Мы постоянно следим за тем, как развивается российский рынок, анализируем наше присутствие на нем – и мы с удовлетворением отмечаем, что этот рынок динамично растет. Естественно, периодически встает вопрос: а не пора ли уже и нам начать сборку или производство наших автомобилей в России? Анализируя все аспекты, относящиеся к производству, в том числе связанные с таможенными ставками на готовые автомобили и на комплектующие, мы отвечаем, что время для промышленного производства [в России] еще не настало. Но мы регулярно возвращаемся к этому вопросу и видим, что ситуация, в том числе с той же таможней, изменяется к лучшему. Так что, возможно, мы когда-то и изменим наше решение.

“У дизельного двигателя преимущество не только в цене топлива”

– Мировые продажи PSA в первом полугодии 2005 г. выросли на 1,8% до 23,375 млрд евро, но операционная прибыль упала на 7% до 1,181 млрд евро. Вы довольны таким результатом?

– Конечно, нет! Но тому есть объективные причины. В первую очередь подорожание сырья: стали и изделий из пластика. Мы оцениваем потери PSA Peugeot Citroen от этого в текущем году в 300 млн евро. Этот процесс начался еще в прошлом году. (В 2004 г. PSA Peugeot Citroen оценила свои потери от подорожания сырья в 117 млн евро. – “Ведомости”.) Но тем не менее мы планируем улучшить свои результаты по итогам года. Мы будем снижать себестоимость производства и планируем увеличивать продажи наших автомобилей на 600 000–700 000 штук в год.

– И какой путь вы видите для группы PSA Peugeot Citroen в нынешней ситуации, когда дороги и сталь, и нефть, и евро?

– Конечно, для такой группы, как PSA Peugeot Citroen, значительная часть производства которой приходится на зону евро, сильная евровалюта – плохая новость. Сильный евро, естественно, влиял на наши результаты последних лет. Как и рост цен на нефть, который ведет к росту цен на комплектующие для автопрома, например пластиковые.

Если же говорить про то, как высокая цена на нефть влияет на автомобильный рынок, т. е. на намерения людей купить новый автомобиль, то здесь, на мой взгляд, есть два аспекта. В макроэкономическом аспекте мы однозначно видим, что высокие цены на нефть ухудшают экономическую ситуацию в Западной Европе и, как следствие, имеют негативное влияние на автомобильный рынок.

На микроэкономическом уровне, т. е. на уровне конкретных покупателей автомобилей, ситуация развивается следующим образом: высокие цены на топливо заставляют потребителей переориентироваться на более экономичные автомобили, т. е. с бензиновых – на дизельные. А мы в производстве автомобилей с дизельными двигателями лучшие в мире, так что можно сказать, что нынешняя ситуация для PSA Peugeot Citroen имеет не только негативные, но и позитивные моменты.

– Безусловно, дизельные автомобили более экономичны, но они и дороже бензиновых. Между тем разрыв в цене между дизельным топливом и бензином постоянно сокращается. Как следствие, по расчетам журнала L’Automobile Magazine, для того чтобы оправдать разницу в цене между дизельным и бензиновым автомобилем, сейчас французский покупатель должен проехать 102 000 км, хотя еще 10 лет назад – 56 000 км (и это без учета того, что дизельный автомобиль дороже в обслуживании). Вы не боитесь, что при сохранении нынешней динамики цен на топливо привлекательность дизельных машин скоро сойдет на нет и ваша ставка на дизели окажется ошибочной?

– Совершенно не боимся! Потому что у дизельного двигателя преимущество перед бензиновым не только в цене потребляемого топлива. Дизельный двигатель с той же мощностью, что и бензиновый, на 20% экономичнее и при этом его выхлоп имеет на 20% меньше СО2. И дизельные двигатели, безусловно, будут совершенствоваться, потому что они лучше всего подходят для решения двух основных задач, которые стоят сейчас перед мировым автопромом: повышение экономичности двигателей и снижение загрязнения окружающей среды.

Для своих дизельных автомобилей группа PSA Peugeot Citroen разработала специальный сажевый фильтр. С этим фильтром автомобили Peugeot и Citroen удовлетворяют уже будущим экологическим нормам Евро5. То есть дизельные двигатели продолжают увеличивать свое преимущество перед бензиновыми.

“Китайцам придется установить очень-очень низкие цены”

– Появились слухи, что PSA будет поставлять машины, собранные на своем заводе в Аргентине, в Европу. Это так?

– У нас нет планов поставлять машины из Аргентины в Европу, но мы рассматриваем вопрос о таких поставках в другие части света. Например, в Южную Африку. Это вопрос логистики – что окажется дешевле.

– Китайский рынок становится все более значимым для PSA Peugeot Citroen. Нынешний год обещает быть очень успешным – вы даже увеличили планы продаж своих автомобилей в этой стране на 2005 г. со 115 000 до 135 000 штук. Ваш китайский завод справится?

– У нас был очень хороший 2003 г. в Китае, неплохой 2004 г., и 2005 г. тоже обещает быть очень успешным. Мы планируем продать в Китае в этом году уже 145 000 автомобилей Peugeot против 89 000 в прошлом году. Мы очень довольны тем, как принял китайский рынок марку Peugeot, и в следующем году займемся маркой Citroen. Citroen исторически имел очень сильные позиции в Китае, но потом эта марка, скажем так, “уснула”. Теперь мы хотим придать ей новую динамику. Сейчас у PSA Peugeot Citroen около 5% китайского рынка – естественно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

– У вас нет планов начать поставки автомобилей, собранных в Китае, в третьи страны, например в ту же Россию?

– Нет, все эти автомобили только для китайского рынка – спрос очень высок.

– А что вы думаете о собственно китайском автопроме? Некоторые предсказывают, что в обозримой перспективе китайские автомобили станут такими же конкурентоспособными, как и китайская электроника...

– Да, китайский автопром развивается очень бурно, в Китае появляются новые независимые производители, которые делают все более современные автомобили. Но необходимо учитывать логистический аспект – все-таки Китай очень далеко от Западной Европы, и китайцам придется установить на свои автомобили очень-очень низкие цены, чтобы оправдать расходы на транспортировку и сделать их конкурентоспособными в Европе. И не стоит забывать о качестве автомобилей. В данном случае качество – это еще и качество комплектующих, из которых сделан автомобиль. Сегодня китайский автопром еще не на том этапе развития, когда в стране есть много производителей качественных комплектующих. Но, все всякого сомнения, автоиндустрия в Китае развивается очень быстро. И мы за ней очень внимательно следим.

“Мы хотели показать наши возможности в проектировании”

– Как будет складываться ваше сотрудничество с Mitsubishi Motors в производстве внедорожников? За что будут отвечать японцы, за что – вы?

– У нас нет никакого СП с Mitsubishi, никакой новой компании, в которую мы бы вносили какой-то капитал. Новые внедорожники будут выпускаться на заводе Mitsubishi в Японии. Дизайн внедорожников Peugeot и Citroen разрабатываем, естественно, мы сами, автомобили будут также комплектоваться нашими дизельными двигателями с сажевыми фильтрами (и бензиновыми разработками Mitsubishi. – “Ведомости”). Собранные автомобили Mitsubishi будет продавать нам, а мы – уже своим потребителям.

– Когда эти автомобили появятся на рынке?

– Мы представим их на автосалоне в Женеве в марте 2007 г. и планируем начать продажи в конце первого полугодия 2007 г.

– Позвольте мне задать вопрос, основываясь на личном опыте. Я вожу бензиновый Peugeot-406, очень им доволен и думал о покупке Peugeot-407. Но, сравнив характеристики двух автомобилей, я был поражен: вы сделали очень красивый автомобиль, но Peugeot-407 уступает своему предку по всем основным показателям: динамике разгона, потреблению топлива, размеру задних мест и багажника. Как вы могли выпустить на рынок такой автомобиль, в чем была ваша логика?

– Я понимаю ваши чувства, но хочу сказать, что эти чувства разделяют далеко не все наши покупатели, потому что 407-й был очень хорошо принят рынком. Да, 407-й стал тяжелее по сравнению с 406-м, но это обусловлено тем, что у него стала гораздо лучше пассивная безопасность – как вы знаете, Peugeot-407 получил максимальные “пять звезд” в тесте на безопасность EuroNCAP. Этим же вызван и повышенный расход топлива.

– В прошлом году на автосалоне в Париже Peugeot показал очень красивый прототип двенадцатицилиндрового купе Peugeot-907. У вас правда есть двигатель V12?

– Да, это двигатель нашей разработки – мы объединили два наших двигателя V6.

– Значит ли это, что вскоре на серийных автомобилях Peugeot могут появиться более мощные двигатели, чем V6?

– Нет, Peugeot-907 – это настоящий концепт-кар. Мы просто хотели показать наши возможности в проектировании автомобилей, ну и сделать приятное нашим стилистам, позволив им создать большой спортивный автомобиль. Но мы ни в коем случае не собираемся менять специализацию PSA Peugeot Citroen – производить прекрасные автомобили с умеренным потреблением топлива.