Ниязов думает о наследнике


Хотя Ниязов был объявлен парламентом пожизненным президентом еще в 1999 г., о возможности проведения выборов он высказывался и ранее. Например, выступая на заседании парламента в августе 2003 г., он заявил, что “судьба народа не может зависеть от одного человека. В 2006-м, возможно в 2007 г., мы объявим о президентских выборах”. Туркменбаши заявил тогда, что президенту Туркмении не может быть более 70 лет (этого возраста он достигнет в 2010 г.).

Вчера на заседании Халк Маслахаты (туркменского парламента) Ниязов высказался более конкретно. “В 2009 г. мы проведем выборы нового президента, – заявил президент. – До этого времени, за 4–5 лет, мы воспитаем достойного преемника”. Решение о дате президентских выборов парламент вчера не принял, отложив рассмотрение этого вопроса на 2009 г.

Кандидатура возможного наследника туркменбаши остается тайной за семью печатями. В администрации туркменского президента говорить на эту тему отказываются наотрез, а эксперты сомневаются, что организованная передача власти от Ниязова к избранному им преемнику возможна в принципе. “Ниязов – сирота, одиночка, за ним не стоит развитая система родственных связей, – поясняет казахстанский политолог Константин Сыроежкин, – наследника у него быть не может”. А Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований не исключает, что туркменбаши может при определенных условиях пойти на формальную передачу верховной власти в стране марионетке, сохранив за собой реальные властные рычаги. “Однако пока что для этого нет оснований, – считает Александров, – позиции туркменбаши достаточно прочны”.

“Единственной теоретически возможной кандидатурой на роль наследника туркменбаши является его сын Мурад Ниязов”, – говорит завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. 38-летний Мурад Ниязов сейчас живет в Вене, где занимается нефтегазовым бизнесом. Однако туркменский президент едва ли сможет воспитать из него полноценного наследника, считает Грозин: “Предыдущий азербайджанский президент – Гейдар Алиев готовил своего сына Ильхама к наследованию власти более трех лет, наделив его значительными полномочиями”. В рамках политической системы, сложившейся в Туркмении, подобное разделение власти невозможно, уверен эксперт. А Сыроежкин напоминает, что Мурад непопулярен в Туркмении, где ходят слухи о его роскошном и разгульном образе жизни.