Новый Гринспэн


Белый дом не давал никаких указаний по поводу того, когда он может представить преемника Гринспэна, полномочия которого истекают 31 января 2006 г. Теперь Буш попросил сенат не медлить с утверждением кандидатуры нового председателя Федеральной резервной системы, чтобы он мог приступить к работе сразу после ухода Гринспэна.

До сих пор наиболее вероятными кандидатами на пост председателя ФРС считались Бернанке, 65-летний Мартин Фелдстейн, экономист из Гарварда и бывший председатель экономического совета при Рональде Рейгане, и 46-летний Гленн Хаббард, который два года возглавлял совет при Буше, а сейчас занимает пост ректора бизнес-школы Колумбийского университета. Назначение Бернанке должно быть хорошо воспринято в финансовом мире. В октябре газета The Wall Street Journal провела опрос 37 экономистов о том, кто больше всего подходит в качестве сменщика Гринспэна. Экономисты назвали Бернанке и члена совета управляющих ФРС с 1975 г. Дональда Кона: они получили среднюю оценку 7,6 по 10-балльной шкале.

Индекс Dow Jones после появления информации о “новом Гринспэне” подскочил на 117 пунктов до 10332. Между тем цены казначейских облигаций упали; доходность 10-летних бондов выросла на шесть базисных пунктов -10 до 4,458%. Джон Лонски, главный экономист рейтингового агентства Moody’s Investors Service, объясняет это тем, что Бернанке, как считается, занимает несколько более мягкую позицию в вопросе борьбы с инфляцией, чем Гринспэн. В конце 2002 г., когда Гринспэн заговорил об опасности дефляции в США, Бернанке заявил, что она вряд ли наступит, потому что в крайнем случае у США “есть печатный станок, на котором без всяких затрат можно напечатать столько долларов, сколько нужно”. Инвесторы помнят эти слова и участники рынка акций надеются, что при Бернанке процесс повышения процентных ставок, которые с июня 2004 г. выросли с 1% до 3,75%, может замедлиться, отмечает Лонски. А участники рынка облигаций опасаются, что инфляция при новом руководителе может ускориться.

Бернанке в отличие от Гринспэна поддерживает идею установления цели по инфляции, как это делают, например, Банк Англии и Европейский центробанк, отмечает Джим О’Нил, начальник отдела экономического анализа Goldman Sachs. “Белый дом выбрал не столько человека со своим оригинальным мнением, сколько сторонника механизма, который в мире сейчас считается очень разумным”, – говорит О’Нил. Гринспэн, по мнению аналитика, отлично реагировал на многие события. Бернанке же постарается сформировать такой процесс, при котором ФРС будет отслеживать, как инфляция ведет себя относительно установленной цели. К этому якорю и будет привязана денежная политика. В долгосрочной перспективе это снижает волатильность на рынках акций и облигаций.

Вряд ли кому-то удастся завоевать такое доверие и приобрести такое влияние, как у Гринспэна, который стал председателем ФРС в августе 1987 г. “Никто еще не приписывал Гринспэну заслуги в распаде СССР или победе бейсбольной команды Boston Red Sox, но в том, что касается денежной политики, он был центральной фигурой во всем, что произошло в мире с 1987 г.”, – пишет бывший его заместитель Алан Блайндер. “Заменить Гринспэна кем бы то ни было крайне трудно. Но Бернанке – это хороший и наиболее безопасный выбор”, – считает О’Нил.