ЦИФРА НЕДЕЛИ: $4,8 млрд. Нормальная цена


Может ли некий крупный актив чуть больше чем за год подорожать в шесть раз? Например, рост цен на газ, обещания либерализации рынка акций и мода на госкомпании на фоне дела “ЮКОСа” привели к тому, что за прошлый год капитализация “Газпрома” удвоилась и примерно настолько же вырастет в этом году. То же самое и со Сбербанком. Наверняка среди бумаг второго-третьего эшелонов можно найти примеры утроения капитализации за год. Но чтобы стоимость актива возросла в шесть раз, требуется что-то особенное. Например, продажа сначала “в нужные руки”, а затем – по максимальной цене.

Нечто подобное произошло с украинской “Криворожсталью”. Прошлым летом правительство Украины продало 93% акций комбината за $800 млн, а позавчера – за $4,79 млрд (итоги первого аукциона отменены). За это время прокат подешевел почти на 20%, произошла оранжевая революция, премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о 3000 неправильно приватизированных при президенте Кучме компаний.

Ни одно из этих обстоятельств не способствовало повышению цены, тем более шестикратному. Просто первый раз еще до торгов было понятно, что победит консорциум, в составе которого – зять президента Леонида Кучмы, а на этой неделе за “Криворожку” боролись две крупнейшие металлургические компании мира. Победила Mittal Steel с результатом $4,79 млрд, что соответствует стоимости всей “Криворожстали” в $5,15 млрд.

Цифра кажется фантастической. Аналитики ОФГ подсчитали, что исходя из финансовых коэффициентов украинский комбинат стоит в 1,5–5 раз дороже российских. Скорее всего, реальная премия меньше – аналитикам “Атона” выручка, EBITDA и прибыль “Криворожки” кажутся “неправдоподобно заниженными” – вероятнее всего, из-за использования трансфертных цен. Но и исходя из “реальных” показателей Mittal, по расчетам “Атона”, переплатила 20–25% по сравнению со средней стоимостью сталелитейных предприятий развивающихся стран, а российских – аж 70%.

25%-ная премия к развивающимся рынкам не кажется запредельной. “Криворожка” находится недалеко от источников сырья и порта, а в мире не так много комбинатов выставлено на продажу. Сделка с Mittal показывает, насколько недооценены наши компании. Жаль, что они все уже приватизированы и государство ничего не заработает на будущем росте. Впрочем, то, что Украина выручила за “Криворожсталь” всего вдвое меньше, чем Россия за “Юганскнефтегаз”, – это совсем другая тема.