Фаворит из Питера на $2 млрд


Инвестфонд предназначен для финансирования проектов общегосударственного значения. В бюджете-2006 под него зарезервировано 70 млрд руб. Положение об инвестфонде, подготовленное МЭРТ, пока не утверждено и вызывает возражения у юристов в аппарате правительства. Но претенденты на деньги фонда уже выстроились в очередь.

ЗСД имеет технико-экономическое обоснование и бизнес-план, а на подписи у премьера Михаила Фрадкова, как утверждают в правительстве, лежит проект постановления. Протяженность магистрали – 46,4 км, число полос – 6–8, транспортных развязок – 14. ЗСД свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Строительство обойдется в 57,37 млрд руб., треть из которых – федеральные. Правительство Санкт-Петербурга обязуется выделить 10,78 млрд руб. из бюджета города и привлечь 28,69 млрд руб. из внебюджетных источников. По окончании строительства в 2010 г. магистраль будет передана частному инвестору для эксплуатации на платной основе. “Проект ЗСД является экономически состоятельным, обеспечит окупаемость инвестиций, а по условиям доходности и надежности соответствует требованиям отечественного и международного финансового рынка”, – говорится в пояснительной записке администрации Санкт-Петербурга.

Вице-губернатор города Юрий Молчанов в недавнем интервью “Ведомостям” предположил, что проект ЗСД окупится за 12–15 лет, инвестор же будет отобран на конкурсе. В проекте постановления правительства Минэкономразвития предписывается в течение трех месяцев подписать соглашение. “Кого и с кем?” – недоумевает чиновник правительства, ссылаясь на замечания экономического департамента. По его словам, подразумевается, что соглашение будет концессионным, но из представленных питерцами документов непонятно, кто будет собственником дороги и почему власти города, а не частный инвестор, как положено при концессии, привлекают средства. “Город обещает вложить [в ЗСД] 10 млрд руб., но тут же [губернатор Валентина] Матвиенко шлет письма и просит из федерального бюджета больше 10 млрд руб. на канализацию и прочие объекты”, – возмущается другой чиновник Белого дома.

Не важно, в федеральной или муниципальной собственности окажется ЗСД, считает чиновник Минэкономразвития. Можно, как предлагает Герман Греф, оформить и совместную собственность, внеся поправки в закон о концессионных соглашениях. Но лучше, заключает он, передать дорогу властям города, так как правительство все равно тратит бюджетные деньги на дорожное строительство в регионах: 29 млрд руб. в 2004 г. и 45 млрд руб. – в 2005 г.

Игорь Лукьянов, гендиректор ОАО “ЗСД”, созданного мэрией для реализации проекта, сказал, что предпочтительнее долевая собственность. Конкурс по выбору концессионера, по его расчетам, состоится в I квартале 2006 г.

В пересчете на 1 км полотна ЗСД обойдется в $42 млн. По словам представителя крупного московского стройуправления, 1 км шестирядной дороги европейского класса стоит $1 млн. Его коллега из строительной компании говорит, что 1 км четырехрядной дороги обходится в $2 млн, не считая затрат на развязки, каждая из которых втрое дороже. Четыре года назад в отчете Контрольно-счетной палаты Москвы указывалось на нарушения при строительстве первого отрезка (7 км) Третьего транспортного кольца столицы. Ущерб бюджету города оценивался в 6 млрд руб., а стоимость 20-километрового отрезка оценивалась в 69 млрд руб. Таким образом, каждый километр кольца стоил $117 млн.

Михаил Рудяк, гендиректор ЗАО “Ингеоком”, которое за $1 млрд пробило тоннель в 2 км под Лефортовым, не считает московские и питерские расценки запредельными. Стоимость 1 км четырехполосной дороги европейского класса обходится международным застройщикам примерно в $40 млн, говорит он. А вице-президент Росдорбанка Денис Ильчук уверен, что кредиты под проект ЗСД со столь длинным сроком окупаемости частный подрядчик может получить только за рубежом.