“Роснефть” стоит $50 млрд


Deloitte & Touche оценила группу “Роснефть” примерно в $50 млрд, передал вчера “Интерфакс” со ссылкой на два источника, знакомые с результатами оценки. Два инвестбанкира, близких к размещению “Роснефти”, подтвердили “Ведомостям” эти данные. Речь идет об оценке “Роснефти” после консолидации, говорит один из банкиров. Другой отмечает, что из этой суммы надо вычесть обязательства “Роснефти”. Балансовый долг “Роснефти” на начало года составил $13,7 млрд, в конце прошлого года госкомпания оценивала все обязательства группы в порядка $20 млрд. В Deloitte & Touche и “Роснефти” отказались от комментариев.

Экспертов удивила столь оптимистичная оценка госкомпании. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что консолидация не изменит значительно стоимость “Роснефти”, которую он оценивает примерно в $25 млрд с учетом долгов. Morgan Stanley оценил “Роснефть” в начале этого года в $26 млрд. А крупнейшая в стране нефтяная компания “ЛУКОЙЛ” с добычей почти 90 млн т нефти в год вчера в РТС стоила $45,4 млрд – меньше, чем предполагаемая оценка “Роснефти”. При этом у “ЛУКОЙЛа” намного ниже уровень долга – в начале года он был должен $3,9 млрд. Более скромные оценки своей компании давал и Богданчиков – месяц назад он оценивал “Роснефть” примерно в $30 млрд, правда, обещал, что через пять лет компания будет стоить порядка $70–80 млрд, а к 2015 г. – больше $100 млрд.

Тем не менее “Роснефть” уже вовсю готовится к консолидации. Госкомпания владеет контрольными пакетами своих производственных “дочек”, но в большинстве из них доля миноритариев значительна: в “Пурнефтегазе” – 16,9%, “Сахалинморнефтегазе” – 35,6%, “Краснодарнефтегазе” – 49,2%, “Ставропольнефтегазе” – 28,1%, Комсомольском НПЗ – 22,7%, “Юганскнефтегазе” – 23,2%. Еще в июне президент “Роснефти” Сергей Богданчиков объявил о планах консолидировать компанию. По его расчетам, после обмена миноритарные акционеры “дочек” могли бы получить 7–8% акций “Роснефти”.

Впрочем, Суверов предупреждает, что на такой же процент снизится и размер пакета, который можно продать. Такая опасность есть, соглашается федеральный чиновник, по его словам, ответ на это предстоит дать совету директоров госкомпании в первой половине ноября. Но “Роснефть” решила не ждать их. “Нам поступило указание из “Роснефти” готовить собрание акционеров с вопросом о реорганизации на 26 декабря”, – рассказал менеджер одной из добывающих “дочек” “Роснефти”. Но пока никаких решений о созыве акционеров не принималось. Коэффициенты обмена акций “дочки” на акции самой “Роснефти” тоже не утверждены, говорит он. О готовящейся консолидации рассказал и менеджер другой “дочки” госкомпании. По его информации, консолидировать планируется только производственные активы. В самой “Роснефти” от комментариев отказались.

“Формально сейчас нет препятствий провести собрания в “дочках”, но, если в итоге их решения будут противоречить решениям акционеров “Роснефти”, это может стать поводом для исков”, – поясняет управляющий партнер юрфирмы AST Legal Анатолий Юшин. Он отмечает, что “Роснефть” уже не раз одобряла крупные сделки задним числом. В своем годовом отчете компания указала, что в 2004 г. привлекла кредиты своих “дочек” на 6,7 млрд. Также в 2004 г. компания привлекала кредит Сбербанка и сама предоставила беспроцентный заем на 260,8 млрд руб. ООО “Байкалфинансгрупп”, которая купила “Юганскнефтегаз”. Но все эти сделки были одобрены советом директоров постфактум – только в феврале 2005 г.