Варшава – Москва: Неудобный Лех


Президентские выборы в Польше привлекли пристальное внимание в европейских столицах, Вашингтоне и в Москве. Неожиданная для многих победа на них Леха Качиньского вызвала шквал комментариев. Биография действительно богатая: бывший государственный министр безопасности, в свое время близкий к Леху Валенсе, чиновник с репутацией серого кардинала, бывший министр юстиции, мэр Варшавы, основатель (вместе с братом-близнецом Ярославом) партии “Право и справедливость”, получившей наибольшее число голосов на выборах в сейм.

Качиньский по образованию юрист, консерватор, борец за христианские ценности, противник абортов и гомосексуализма, сторонник смертной казни. Он также убежденный антикоммунист и по-прежнему считает необходимым полностью рассчитаться с прошлым, что может означать проведение в явной или скрытой форме люстрации, чему противился Валенса, не говоря уж о Квасьневском.

Новый президент – сторонник социально ответственного государства, защитник тех, кто пострадал от шоковой терапии. В Польше, по конституции парламентской республике, Качиньский выступает за сильную президентскую власть и заявляет о намерении строить четвертую Речь Посполитую, сильное национальное государство. В его планах также борьба с коррупцией и олигархами. Кроме того, он резко критиковал договоренность России и Германии о строительстве Северо-Европейского трубопровода. Качиньский уже назвал столицы, куда нанесет первые визиты, – Вашингтон, Ватикан, Брюссель, Киев. При этом, как предполагают, фокус его президентства будет внутри страны, а не за ее пределами. Важно понимать, что помимо стремлений у президента есть и вполне реальные возможности – прежде всего контроль над будущим правительством, обеспеченный сильными позициями “Права и справедливости” в сейме. Партию, кстати, возглавляет его брат, отказавшийся от премьерства из-за абсурдности ситуации “близнекратии”. Качиньский – политик, ставящий точки над i. Он борец, и, как отмечает хорошо знающий его Валенса, “ему нужен враг”.

Что это значит для Европы, для России? И вообще, почему результаты выборов в Польше так важны? Видимо, потому, что польский опыт, по-прежнему оставаясь индикатором для всех “транзитных” государств, обретает все большее значение для Европы, вступившей в переломный период.

Чей президент?

Качиньский, проигрывавший в первом туре, за две недели сумел набрать большинство за счет электората, поддержавшего в первом туре преимущественно правые националистические партии. Видимо, будет преувеличением говорить о расколе Польши на более продвинутый проевропейский городской северо-запад и отсталый сельский юго-восток. Однако разница в голосовании очевидна. Варшава, крупные промышленные города и воеводства, более молодой и образованный электорат голосовали за Дональда Туска и проиграли. Выиграли крестьяне, пожилые и бедные. Их призывало идти голосовать известное своей реакционной репутацией “Радио Мария”. Часть взятых на себя социальных обязательств президенту придется выполнять, что в первую очередь скажется на структуре бюджета и на работе нового правительства.

Урок польских выборов интересен не только для политтехнологов. Это урок для всей постсоциалистической Европы. Потому что не менее важным фактором является низкая явка (51%), свидетельствующая об отчуждении общества от власти, о разочаровании даже в Польше с развитой демократией и гражданским обществом.

Чья страна?

Выборы, по словам ведущего польского социолога Лены Колярской-Бобиньской, показали польским политикам “красную карточку”. Люди чувствуют, что их выбор мало значит, что к власти приходят элиты, использующие ее в собственных целях.

На партийном поле после предвыборных баталий доминируют правые консерваторы. Представители “Гражданской платформы”, выступающей с умеренно правых либеральных позиций, войдут в новое коалиционное правительство. Но явная и скрытая “близнекратия” и твердые намерения Качиньского контролировать правительство и усилить президентскую власть не дают оснований прогнозировать активное продолжение реформ в стране – по крайней мере в ближайшей перспективе.

В Польше явно ослабли левые и демократические силы. Новый президент и сейм могут столкнуться с новой для страны ситуацией доминирования одной партии и слабости оппозиции, что увеличивает потенциал нестабильности, особенно учитывая серьезные социально-экономические проблемы, в первую очередь 18%-ную безработицу. Политический маятник, амплитуда колебаний которого до этого момента сокращалась, может раскачаться с новой силой, что уже будет проблемой не только для Польши, но и для всего Евросоюза.

Победа правых консерваторов в Польше, безусловно, свидетельствует о недовольстве значительной части населения результатами вступления в ЕС, хотя больше всего выиграли от него именно крестьяне. В то же время победа правых консерваторов укладывается в закономерности общеевропейского политического процесса, в тенденции усиления националистических и национально-государственных настроений как реакции на расширение ЕС и усиление власти наднациональных структур.

Консолидировавшая элиту страны цель вступления в Евросоюз была достигнута при социалисте Квасьневском. При нем же, поддержав военную операцию США в Ираке, Польша проявила самостоятельность, вызвавшую резкую реакцию в Париже и Берлине. После провалов референдума по европейской конституции во Франции и Голландии, в условиях неопределенности в отношении дальнейшего развития ЕС Варшава при Качиньском будет иметь больше оснований для укрепления отношений с Вашингтоном, чем прежде. Польша не будет ускорять процесс вхождения в зону евро и не станет мотором европейских реформ, что уже с сожалением было отмечено британскими экспертами.

Особую остроту для ЕС приобретут уже подзабытые проблемы польско-немецких отношений, вновь оживившиеся опасения Польши в отношении российско-немецких договоренностей “над ее головой”. Активность Польши на восточном направлении, учитывая отсутствие стратегии в Брюсселе по этому вопросу и политическую нестабильность на Украине, может восприниматься евробюрократией с раздражением.

Восточное направление

Уже говорилось о том, что в российско-польских отношениях вряд ли возможно ухудшение, так как их нынешнее состояние хуже некуда. Высказывались предположения, что с жестким консерватором Качиньским будет легче договариваться, так же как России всегда удавалось достичь лучших результатов с республиканскими администрациями США. Возможно. Однако в ближайшей перспективе российско-польские отношения ожидают, как минимум, три серьезных испытания: 4 ноября, выборы на Украине и выборы в Белоруссии. Трудно гадать, насколько сдержанно Москва сумеет отнестись к действиям и риторике Варшавы, особенно вспоминая президентские выборы на Украине 2004 г. Поэтому кратковременного обострения и без того негладких отношений, видимо, не миновать. Тем не менее чем дальше, тем в большей степени на российско-польские отношения будут оказывать влияние такие стратегические факторы, как развитие сотрудничества России с ЕС, рабочие конструктивные отношения с США и здоровый прагматизм в постсоветском пространстве. Прогресс на этих направлениях будет служить надежным предохранителем, а в перспективе стимулом к улучшению отношений с Польшей безотносительно смены ее лидеров.