Кому нужны иностранцы


Стабильный рост интереса к менеджерам-иностранцам на протяжении 2005 г. отмечают хедхантеры. “По сравнению с прошлым годом мы получили на треть больше заказов на специалистов в конкретных отраслях промышленности и торговле”, – говорит Антон Красовский, руководитель практики хедхантингового агентства Pynes & Moerner. “Но в отличие от предыдущих лет несколько снизился интерес к экспатам-финансистам, основная роль которых сводилась к переводу компаний на западные стандарты отчетности и подготовке к IPO”, – считает Красовский.

Спрос на иностранных специалистов за год вырос почти вдвое, заметил Юрий Барзов, старший партнер хедхантинговой компании Ward Howell International. Правда, на некоторые должности ищут либо иностранца, либо российского специалиста с такой же квалификацией, отмечает он. Кроме того, компании все чаще стали требовать от российских соискателей наличие опыта работы в западной компании. Если в прошлом году это требование выдвигали 50% клиентов Ward Howell International, то в этом году уже 90%. Появление в России большого количества иностранных специалистов – “нормальное явление”, считает Красовский. “Россия становится частью мирового рынка труда, нами стали интересоваться специалисты, в которых нет авантюристической жилки. Им все равно, работать в Канаде, Бразилии или России”, – говорит он.

Специалист с акцентом

Тенденцию заметили даже в Федеральной миграционной службе. “За первые шесть месяцев 2005 г. мы выдали 139 разрешений иностранцам из стран дальнего зарубежья на работу в сфере добычи полезных ископаемых, 2884 – в обрабатывающем производстве, 9006 – в оптовой и розничной торговле, 871 – в сфере операций с недвижимостью, 581 – в финансовой сфере”, – рассказал Вячеслав Поставнин, начальник управления внешней трудовой миграции ФМС России. “За весь минувший год мы выдали примерно такое же количество разрешений работникам из стран с развитой экономикой”, – говорит он. Российских работодателей в потенциальных сотрудниках-иностранцах интересует прежде всего их отраслевой опыт, считает Барзов из Ward Howell International. Он выделяет два типа таких запросов. Первый – стратегический, когда российские компании – лидеры своего сегмента рынка в мировом масштабе – ищут людей на ключевые позиции. Второй тип мы называем “операционным”, когда ищут людей, которые бы могли “отстроить” тот или иной участок бизнеса “не хуже, чем у остальных”.

Несколько месяцев назад в золотодобывающую компанию “Руссдрагмет” на должность главного операционного директора (Chief Operating Officer) был нанят опытный специалист c отличной подготовкой, англичанин Скотт Йелланд. До этого он больше 20 лет проработал в горной добыче, причем на очень сложных объектах в разных странах, в том числе в России, рассказывает Дмитрий Якушкин, заместитель генерального директора “Руссдрагмета”. Приход таких специалистов, как Скотт, привносит в компанию не только передовые технологии, но и новый стиль в работе, добавляет он. Это проявляется в более высокой дисциплине труда, более строгом контроле и планировании. “В качестве одного из первых шагов Йелланд заставил всех сотрудников пристегиваться ремнями безопасности в машинах. Даже это сыграло свою позитивную роль. С таких мелочей начинается очень многое”, – добавляет Якушкин. С момента появления Йелланда в “Руссдрагмет” пришли еще трое иностранных специалистов. “Через таких сотрудников мы получаем доступ и к колоссальному мировому опыту, накопленному нашими коллегами по отрасли”, – пояснил Якушкин.

В сети универмагов “Патэрсон” англичанин Ричард Коллинз работает уже год. Он занимает пост операционного директора, отвечает в комплексе за логистику, закупки, маркетинг. “С его помощью нам удалось изменить подходы в работе с поставщиками, мы стали более активны в промомероприятиях. Коллинз в торговле работает уже 23 года, и никакой российский специалист не сравнится с ним по опыту и знанию современных технологий”, – говорит Юрий Яковчик, генеральный директор сети “Патэрсон”. По его словам, “овчинка вполне стоит выделки”: с помощью Коллинза компании удалось избежать ряда ошибок, “каждая из которых могла бы стоить намного дороже, чем его годовой компенсационный пакет”.

Если компания решила нанять иностранца, то формальности не займут много времени. По данным Федеральной миграционной службы, на оформление всех необходимых документов западным специалистам требуется примерно две недели. Придется предоставить целый ряд документов, самые главные из них – виза с правом на работу, медицинская справка и заключение из центра занятости о том, что на бирже труда нет кандидатур на данную вакансию.

Свои не хуже

Не в меньшей степени, чем на иностранцев, должен вырасти спрос и на репатриантов – россиян, некогда уехавших за рубеж и сделавших там карьеру, считает Барзов из Ward Howell International. “Эти люди обладают схожей ментальностью, что и мы, но у них есть знания и опыт западных корпораций. При этом они гораздо лучше “замотивированы”: в России они будут продолжать делать карьеру, а большинство западных специалистов все-таки капитализируют свой предыдущий опыт в ожидании спокойной старости”, – считает он. “Менеджменту обучить можно, а лидерству нельзя. Поэтому лидеры в российских компаниях будут появляться только из числа соотечественников”, – полагает Барзов.

За последние пять лет в России выросло достаточное количество квалифицированных финансистов и специалистов по общему менеджменту, считает Татьяна Чернозуб, генеральный директор рекрутинговой компании Flex. “Иностранцы остаются только там, где они необходимы, как, например, в инвестиционной банковской деятельности, или там, где работодателю важно подчеркнуть свою “международность”, – говорит она. “Сегодня есть возможность сформировать всю управленческую команду из российских менеджеров. На определенном этапе, когда на рынке подходящих специалистов не было, мы прибегали к услугам иностранцев, но сегодня у нас нет таких задач, в решении которых нам могли бы помочь исключительно экспаты. А переплачивать за “акцент” мы смысла не видим”, – подчеркивает Сергей Шилов, начальник управления работы с персоналом Пробизнесбанка.