Лебедев потушил свет

Александр Лебедев несколько лет искал покупателя/ В. Волков

Национальный резервный банк стал владельцем 8,5% акций РАО “ЕЭС России” в 1997 г. НРБ возглавлял консорциум российских банков, купивший этот пакет на приватизационном конкурсе за $350 млн. После кризиса 1998 г. этот пакет сократился “на пару процентов”, вспоминает Лебедев, которые со счетов банка списали иностранцы для исполнения сделок репо. Впрочем, и 6%-ный пакет позволил Лебедеву несколько лет подряд заседать в совете директоров РАО. Но доля НРБ, а затем НРК постепенно уменьшалась, и в 2003 г. Лебедеву пришлось покинуть совет.

К сентябрю у НРК, по словам Лебедева, оставалось около 3% акций РАО. А вчера он заявил “Ведомостям”, что около трех недель назад продал весь пакет на открытом рынке: “Продали на пике цены, не одновременно. Когда точно это произошло, я не знаю, потому что акции переданы в траст”. По его словам, НРК получила несколько сотен миллионов долларов.

Цена акций РАО ЕЭС достигла пика 4 октября – $0,42 в РТС, а капитализация холдинга превысила $17 млрд. Исходя из этих котировок 3%-ный пакет стоил $520 млн.

“Это было очень удачное время для продажи. Дороже акции РАО стоили только до кризиса 1998 г.”, – отмечает аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин. Впрочем, всплеска сделок с этими бумагами он не заметил. По его подсчетам, в октябре через РТС прошло всего около 0,5% акций РАО. В последнее время на рынке не было необычно больших объемов торгов акциями РАО, подтверждает вице-президент отдела продаж “УралСиба” Александр Захаров, добавляя, что при нынешних биржевых оборотах (на ММВБ около $100 млн в день) отследить подобные движения непросто. Правда, 15 сентября на ММВБ чуть было не состоялась рекордная сделка по продаже 2,5% акций РАО более чем за $300 млн. Тогда участники рынка заподозрили, что акции продала НРК, но Лебедев уверял, что пока не продал пакет. Позже оказалось, что сделка была заключена по ошибке и была аннулирована.

НРК давно искала покупателя на пакет в РАО. “Пять лет мы потратили на эту программу, и куда нам с ней теперь? В реформируемую электроэнергетику? Где она? Покажите мне, где реформа естественных монополий? Ничего нет. Мы просто избавимся от этих активов – и все”, – возмущался в сентябрьском интервью “Ведомостям” Лебедев, отмечая, что желающих купить эти акции немало. По словам источника, близкого к акционерам РАО ЕЭС, переговоры, в частности, велись с “Комплексными энергетическими системами” (КЭС, входит в группу “Ренова”). А год назад НРК собиралась создать совместную управляющую компанию с “Интерросом”, чтобы купить одну из оптовых генкомпаний (ОГК). В РАО и КЭС отказались от комментариев.

После истории с “Ильюшин финанс” НРК, по словам Лебедева, будет сторониться госкомпаний. Эту лизинговую компанию контролирует государство, а НРК владеет 36% акций. В этом году против ее гендиректора Александра Рубцова было возбуждено уголовное дело, а пакет НРК арестован по просьбе Генпрокуратуры. “Чиновники похоронили компанию”, – сокрушается Лебедев. Впрочем, расставаться примерно с 1% акций “Газпрома” он пока не намерен. “У этих акций есть большой потенциал роста в связи с либерализацией. Кроме того, государство все тащит в “Газпром”, – поясняет Лебедев. А высокопоставленный чиновник предполагает, что НРК просто понадобились деньги на новые проекты.

В самом деле, вырученные за акции РАО деньги НРК направит на новые проекты, подтверждает Лебедев. Часть из них может пойти в Национальную ипотечную компанию (НИКОМ) и Национальную жилищную корпорацию.

Для нашего ипотечного рынка сотни миллионов долларов – огромная сумма. В этом году в России будет выдано ипотечных кредитов на $600–700 млн, ожидает первый зампред правления Городского ипотечного банка Владимир Гасяк, а банк, выдающий по ипотеке $100 млн в год, сейчас может претендовать на вхождение в тройку лидеров рынка. Сама НИКОМ – это, по сути, подразделение НРБ, специализирующееся на работе с ипотечными кредитами. На 1 октября они выдали кредитов на 1,1 млрд руб. “НИКОМ бодро начала, однако затем рост портфеля сильно замедлился. Похоже, просто кончились ресурсы”, – рассуждает руководитель одного из банков, активно занимающихся ипотечным кредитованием.