РЕФОРМЫ ИДУТ: Полоса спокойствия


Новостные агентства сообщили на днях, что российские власти в ходе консультаций с Международным валютным фондом признали, что высокие цены на нефть фактически привели к остановке ключевых реформ в стране и что в этом вопросе наблюдается самоуспокоенность.

Если рассматривать суть вопроса в историческом контексте, то стоит признать, что после штормовых реформ, лихорадящих общество и экономику, обычно наступает пауза, полоса спокойного развития. Так, после реформ Александра II, царя освободителя, эпоха Александра III стала периодом закручивания гаек, которая, впрочем, ознаменовала подготовку к хозяйственному росту в первой половине XX в. и к наступлению Серебряного века в русской культуре. После хрущевского шараханья из стороны в сторону наступил брежневский застой, ставший предтечей горбачевской перестройки. После распада СССР, ельцинских шоковых реформ в экономике и радикальной перестройки политической системы России, видимо, также нужна передышка – работа над ошибками и выстраивание устойчивой социально-экономической формации, для того чтобы решить базовые проблемы: справиться с бедностью, осуществить технологический рывок вперед, изменить приоритеты от поддержки тяжелой индустрии, в основном работающей на оборонку, к производству продукции, ориентированной прежде всего на потребности населения. При этом ключевым вопросом остается тема финансирования капиталоемких долгосрочных проектов системообразующих отраслей – инфраструктуры, электроэнергетики, нефтегазовой сферы (проектов в Восточной Сибири и на шельфе).

Однако кажущиеся признаки застоя обманчивы. На самом деле реформы продолжаются, но суть их – не революционные потрясения, а эволюционные трансформации.

Принят важный закон об особых экономических зонах, который вскоре начнет реализовываться, готовится приватизация “Связьинвеста”, хотя согласование этого проекта – процесс нелегкий и долгий, осуществляется реструктуризация электроэнергетического сектора: активы разделены по видам бизнеса, произведена ограниченная либерализация рынка, которая в дальнейшем будет расширяться. Тот факт, что “Газпром” приобрел “Сибнефть” и создана компания – национальный чемпион, сочетающая газовое и нефтяное крыло, – также реформа. До этого над российским ТЭКом тяготело советское наследие топорного разделения нефтяной и газовой отраслей.

Реформирование происходит во многом на микроуровне: компании в массовом порядке отказываются от схем трансфертного ценообразования, выходят на рынок IPO, что мотивирует их повышать стандарты корпоративного управления и раскрытия информации, рационализируют бизнес и совершают хитроумные маркетинговые ходы. Северо-Западная ТЭЦ, находясь под управлением итальянской Enel, серьезно улучшила систему управленческой отчетности и получила доступ к передовым средствам автоматизации. BP предоставила ТНК-BP свои технологии и привила вкус к долгосрочному планированию. Практически все крупные компании России предоставляют отчетность по международным финансовым стандартам и интегрированы в мировой рынок ссудного капитала, причем аппетит глобальных финансистов на российские проекты и программы огромен и постоянно растет.

Возвращаясь к реформам на макроуровне, отметим, что национальные проекты президента – концентрация внимания на проблемах образования и здравоохранения – это лечение болевых точек отечественного организма, которые вполне могут дать болезненные метастазы и серьезно угрожают генофонду нации. Инвестиции в человеческий капитал обычно дают наибольшую отдачу в расчете на перспективу, так как повышают качество потенциальной рабочей силы, производительность труда и инновационность экономики, а также поддерживают развитие малого и среднего бизнеса.

Отрадна и финансовая стабилизация – как сохранение достаточного запаса прочности на будущее в виде стабилизационного фонда, так и вероятное финансирование из инвестиционного фонда наиболее перспективных проектов, дающих мультипликативный эффект. Плюс досрочное погашение внешних долгов, экономящее расходы на их обслуживание. Важно, однако, чтобы монетаризм с ориентацией на цифры инфляции и годовые темпы роста ВВП не противоречил улучшению показателей роста качества и продолжительности жизни, интересам долгосрочного устойчивого развития нации, которая способна на экономическую и духовную самоидентификацию и самобытность.

При этом если говорить об экономических приоритетах, то, с нашей точки зрения, должны быть зафиксированы и неукоснительно соблюдаться четыре главных, очень и очень либеральных постулата, которые должно обеспечить государство: защита и неприкосновенность частной собственности, ориентация на рыночные принципы ценообразования, независимость и значимость судебной системы, жесткое соблюдение антимонопольного законодательства. Если это будет сделано не на словах, а на деле, развивающийся бизнес обеспечит отечественной экономике необходимую стабильность и диверсификацию. Деньги сырьевых отраслей имеют обыкновение перераспределяться в другие сегменты экономики, если финансовая система работает эффективно и слаженно.

Во времена Петра Столыпина министры не уставали повторять: “Дайте нам двадцать спокойных лет, и вы не узнаете России”. Эта мысль актуальна, как никогда.