РЕФОРМЫ ОСТАНОВЛЕНЫ: Слово на букву Р


На прошлой неделе Международный валютный фонд выпустил ежегодный отчет по России, в котором констатировал наличие существенных проблем в нашей экономической политике (см. “Ведомости” № 199 от 24.10.2005, стр. А3). В последние несколько лет отчеты МВФ были в основном приятным чтением для российских чиновников. За исключением вопросов реформирования банковского сектора, специалисты МВФ одобряли действия правительства, часто даже соглашаясь – вот уж редкий для МВФ случай – с предложениями по смягчению бюджетной политики. Критические настроения появились лишь в прошлом году, когда в отчете замелькали слова “расхождение желаемого и действительного”, “замедление структурных реформ”, “дело “ЮКОСа”. Отчет этого года говорит уже не о “замедлении”, а об “остановке” структурных реформ, не о “возможной опасности” дела “ЮКОСа” и “существенных рисках”, а о состоявшемся факте ухудшения инвестиционного климата.

Выводы МВФ трудно назвать сенсационными. Помимо всего прочего, они основаны и на результатах визита миссии МВФ в Москву в начале лета, когда эксперты встречались с российскими экономистами, в том числе и чиновниками, которые сами рассказали им об остановке реформ. Впрочем, если большинство чиновников скептически оценивали перспективы любых реформ в ближайшие годы, некоторые обещали их скорое возобновление, имея в виду планировавшийся запуск “национальных проектов”.

Какое МВФ дело до наших реформ? И какое нам дело до того, что думает МВФ? С одной стороны, основной интерес фонда – это макроэкономика, инфляция, курс рубля, состояние банковской системы, чему, собственно, и посвящена большая часть отчета. С другой стороны, эксперты фонда должны рассматривать и долгосрочную перспективу. А в долгосрочной перспективе макроэкономическое благополучие в России без структурных реформ – реформы госаппарата, пенсионной реформы, реформы образования и здравоохранения, реформы ЖКХ, реформы естественных монополий – просто невозможно. Когда цены на нефть упадут, то в бюджете не хватит денег на финансирование всех обещанных населению благ. Придется либо повышать налоги на несырьевой бизнес, либо печатать деньги, либо прибегнуть к обширным заимствованиям. Первое приведет к подавлению развития частного бизнеса, второе – к инфляции, третье – к росту реальной ставки процента; в любом случае ничего хорошего для экономического роста и уровня жизни каждого из нас ожидать не приходится.

Правы ли эксперты МВФ? Действительно, после монетизации льгот власти боятся не только проводить широкомасштабные реформы, но и употреблять само это слово. Вместо “слова на букву Р” теперь в ходу “изменения к лучшему” и “национальные проекты”. Это неудивительно – без оппозиции в парламенте и независимости СМИ потеряна обратная связь с обществом. Поэтому правительство в принципе не может разработать реформу, которая не вызовет отторжения у большинства населения и не приведет к уличным протестам. С другой стороны, нет и желания проводить реформы – на век нынешнего кабинета нефтяных денег точно хватит. Стимулов к реструктуризации естественных монополий тоже не осталось – создание конкуренции в этих отраслях приведет к снижению монопольной ренты, а это не нужно ни менеджменту госкомпаний, ни самой власти. Напротив, в интересах власти расширение сферы “стратегических” отраслей и увеличение веса госмонополий в экономике.

Насколько остановка программы реформ (которая оценивалась в 4–5% ВВП) может быть скомпенсирована национальными проектами (с трехлетним бюджетом в 2% ВВП)? С одной стороны, замечательно, что национальные проекты включают в себя достаточно компактные и относительно просто реализуемые задачи. С другой стороны, слишком много оставлено за их рамками – включая реформу госслужбы, судебную реформу и борьбу с коррупцией. Эти реформы необходимы: без честных и компетентных чиновников и судей государство не может реализовать никакие другие проекты.

На прошлой неделе состоялись заседание Координационного совета по иностранным инвестициями и российская конференция Всемирного экономического форума; еще до опубликования ежегодного индекса восприятия коррупции Transparency International все участники совета и форума – лидеры российского и международного бизнеса – в один голос говорили о том, что коррупция в России стала проблемой номер один. Правительство надеется на принятие в следующем году пакета законов о публикации всех судебных решений и результатов тендеров по госзакупкам. Эта мера является необходимой, но не достаточной – опять-таки, если нет реального разделения ветвей власти, нет по-настоящему оппозиционных партий и независимых электронных СМИ, то заклеймить нечестных чиновников будет некому.

Интересно, что в публичных выступлениях – в том числе и на Всемирном экономическом форуме – чиновники уверяют слушателей в продолжении реформ, поддержке конкуренции и отсутствии опасности роста госприсутствия в экономике. Тем и интересны отчеты МВФ, что в них отражены истинные настроения реформаторов, высказанные в частных беседах с экспертами фонда.