С “Булавой” наперевес


В этом году эксперты IISS констатируют очевидные трудности, которые испытывают вооруженные силы Запада и России в “асимметричных” конфликтах с повстанцами в Ираке или Чечне, несмотря на свое численное и военно-техническое превосходство. “И следующая администрация США будет сохранять военное присутствие в Ираке, причем довольно значительное и в течение нескольких лет”, – говорит Патрик Кронин, директор IISS по научной работе.

В справочнике отмечается, что и России не удается одолеть сопротивление мятежников в Чечне, которое расползается по другим республикам Северного Кавказа. Однако в уходящем году реформирование и переоснащение Российской армии, по мнению авторов “Военного баланса”, набрало обороты. Испытания морской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) “Булава”, постройка стратегических подлодок типа “Юрий Долгорукий” и принятие на вооружение мобильных МБР “Тополь-М” говорит о внимании руководства страны к стратегическим ядерным силам. В ближайшие годы увеличится число военных спутников, на вооружение поступают десятки новых танков и бронемашин, а Каспийская флотилия, действующая в стратегически важном регионе, получает новые корабли.

Беспрецедентные августовские маневры в Китае говорят о растущих военных связях Москвы и Пекина, считают британские эксперты. Россия все больше уделяет внимания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входит и Китай.

“Говорить о каких-то успехах в реформировании или перевооружении нашей армии слишком оптимистично, – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Все эти процессы либо находятся в зачаточном состоянии, либо уже провалились. Темпы закупок МБР настолько низки, что не обеспечивают поддержания стратегического потенциала, хотя каких-то сверхзатрат это не требует”.

А вот рост внимания к ШОС и проблемам безопасности в Центральной Азии действительно налицо, полагает эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук. “Заявление стран ШОС о желании узнать сроки пребывания американских войск в Средней Азии – важнейшая военно-политическая акция России прошедшего года”, – говорит эксперт.