НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: За cтеклом


Удивительный альбом по нашим-то глобальным временам. Целевой, узконаправленный. И можно только приветствовать выход такого альбома у нас. Поскольку неразработанных “узких” тем в нашем искусстве масса.

Под одной обложкой систематизирована история петербургских мозаичных мастерских. И показаны плоды их деятельности на протяжении трех столетий. Зрелище перед читателем открывается уникальное – если учесть, что в оригинале мозаики расположены довольно высоко и разглядеть их с мостовой трудно.

В силу своей специфики мозаика балансирует на грани художественной условности. В древнеримские времена это свойство использовалось в целях домашнего дизайна. В византийские – для исполнения божественных образов. Которые благодаря “мозаичности” оставались “отстраненными”. Одна из первых российских мозаик – “Нерукотворный Спас” – была набрана Ломоносовым именно в иконной технике. С него и начинается история русского мозаичного дела – и наша книга. Первую сотню оттенков смальты “сварил” на специальной фабрике именно Михаил Васильевич. От крошечного “Спаса” до монументального полотна “Полтавская баталия” проходит чуть больше 10 лет. За это время и формируется российская школа мозаичного искусства.

Второе рождение российской мозаики приходится на середину XIX в. Для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику основана мозаичная мастерская Императорской академии художеств. Ватиканские химики налаживают в Петербурге производство 17 000 оттенков смальты. Отныне мозаика не менее достоверна, чем живопись, но куда более долговечна – в питерском-то климате.

На рубеже веков мозаика возвращается к древним канонам. В русле модерна вновь востребованаее декоративная условность и схематизм. На арену выходит частная мастерская Фролова – отныне здесь выполняют заказы, которые пойдут на фризы питерских особняков и гостиниц. Апофеоз – доходный дом Лейхтенбергского на улице Б. Зеленина, 28.

Сходите, не пожалеете.

Советский и постсоветский период. В книге собраны очерки о современных художниках и мастерских. Даны репродукции мозаик, в основном станций питерского метро. Самая эффектная из них – “Спортивная”. Невиданное по советским временам скопление голых греков со всеми подробностями анатомического строения. Тут же представлены панно многочисленных учреждений культуры и отдыха. Которые, кстати, поражают романтической отвлеченностью от задач коммунистического строительства.

Одним из условий для развития мозаичных мастерских является интенсивное городское строительство, объекты которого надо же чем-то украшать внутри и снаружи. Со строительством у нас, кажется, все в порядке. Беда в том, что на крупные, заметные объекты часто приглашают мастеров средней руки. Ну или совсем уж никуда не годных как в случае с мозаиками на станции “Парк Победы”. Что остается? Надеяться, что со временем объекты городского пейзажа станут оформлять действительно крупные художники. Вот тогда и заживем как в Чикаго. Где полдня можно провести у фантастического по красоте фонтана. И только под вечер заметить крошечную подпись из черной смальты в углу.

Гласящую: “Марк Шагал”.