Поближе к Жигулям


В сентябре этого года в тольяттинском ТРЦ “Аэрохолл” открылся первый магазин торговой сети “Мир”, которая уже имеет два магазина в Самаре. По словам PR-директора сети Елизаветы Тотуновой, тольяттинский проект обошелся компании в $900 000. Торговая площадь магазина составила 1800 кв. м. По словам Тотуновой, в течение 2006 г. “Мир” планирует открыть в городе второй магазин.

Как стало известно “Ведомостям”, планы прихода в Тольятти есть и у “М.Видео”, у которой уже работают два своих магазина в Самаре. Не разглашая подробностей проекта, в самарском офисе компании сообщили, что открытие тольяттинского магазина планируется в 2006 г. и сейчас под него подыскивается площадка. Открыть еще по одному магазину в Тольятти до конца этого года намерены “Эльдорадо” и “Техносила”.

О своем интересе к Тольятти заявила и московская компания “Арконада”, развивающая в регионах сеть “Линия тока”. Как сообщил “Ведомостям” исполнительный директор компании Евгений Тимофеев, “Арконада” предполагает развивать сеть магазинов бытовой техники экономкласса, чтобы конкурировать прежде всего с “Эльдорадо”. По словам Тимофеева, магазины “Линия тока” будут представлены в трех форматах: 100–150 кв. м, 150–500 кв. м и от 500 кв. м. “Арконада” намерена работать по франчайзингу и сейчас ищет партнера в Тольятти.

Столь плотная концентрация на рынке города – не миллионника федеральных игроков не смущает. Так, по словам руководителя отдела аналитики компании “Мир” Михаила Малаховского, градообразующие предприятия – “АвтоВАЗ” и химзаводы – работают стабильно и уровень жизни в Тольятти выше, чем в других городах региона. При этом, по его словам, уровень конкуренции в городе заметно ниже, чем, например, в Самаре или Казани. “Это связано с тем, что пока на тольяттинском рынке бытовой техники и электроники представлены только две федеральные сети и магазинов современного формата в городе еще недостаточно”, – отмечает Малаховский.

В то же время участники рынка отмечают, что масштабное освоение федералами Тольятти приведет к сворачиванию самостоятельного бизнеса небольших тольяттинских сетей и отдельных магазинов бытовой техники. Менеджеры “Мира”, “Эльдорадо” и “Техносилы” сходятся во мнении, что во всех регионах их сети обходят местные по объемам закупок, так как имеют лучшие условия от поставщиков, обеспечивают больший ассортимент товаров (обычно около 10 000 наименований против 3000–7000 в среднем региональном магазине) и располагают более развитыми маркетинговыми программами. Например, у “Мира” общий маркетинговый бюджет, по словам Тотуновой, составляет от $5 млн в год.

Так, только в течение 2005 г. тольяттинская компания “Новинка” закрыла три из четырех своих магазинов. По словам источника в компании, в течение года может быть закрыт и последний магазин. Тольяттинский “Айсберг” начал работать по франшизе с московской сетью “Эксперт”, и, по словам директора одного из тольяттинских магазинов сети Александра Вагина, компания сделала это, “чтобы выжить”.

Из местных сетей пока сохраняют свои позиции тольяттинский “Техномир” и самарские “Сателлит” и “Белая техника”. Хотя начальник торгового отдела “Техномира” Александр Гущин сообщил “Ведомостям”, что за последний год число покупателей в его магазинах сократилось и “Техномиру” пришлось снижать цены на отдельные группы товаров до 5–7%.