Война хромосом


Как и в последней версии игры, вышедшей всего год назад, персонажи слишком долго бродят по темным коридорам марсианской станции, прислушиваясь к шорохам, стукам и крикам, пытаясь разгадать, что за катастрофа случилась в одной из секретных лабораторий, куда подевались ученые и что за Зло раскидывает повсюду окровавленные халаты и человеческие останки.

В отличие от игры, где мрачное путешествие приходится совершать в одиночку, в кино снаряжена целая экспедиция морпехов, возглавляемая похожим на Кинг-Конга сержантом в исполнении Дуэйна “Скалы” Джонсона. Среди прочих выделяется солдат по кличке Демон (Карл Урбан). Пехотинцам предстоит предотвратить прорыв на Землю ученых, превратившихся в дьявольских монстров в результате загадочной мутации. Долго и не очень интересно бойцы плутают по лабиринтам и по очереди отдают душу чудовищам, выскакивающим из мрака.

Саспенс у Бартковяка получился какой-то детский. Еще более наивный и бессильный, чем в компьютерных стрелялках, которые теперь почти все следуют новой моде и обзаводятся детективным сюжетом.

Сбылось и еще одно опасение. Doom оказался не столько динамичным боевиком с хорошими спецэффектами, сколько фильмом идейным. Бартковяк объясняет нам, как и почему появляется Зло, кто ему подвержен, а кто нет. Объяснение, впрочем, нехитрое. Ученые нашли способ добавить к генетическому коду человека лишнюю пару хромосом, 24-ю. Плохие парни после этого начинают кусаться, а хорошие становятся суперменами и убивают плохих. Изначальной идеологии Doom это несколько противоречит, поскольку смысл игры был как раз в том, чтобы убивать все, что движется, ради сохранения жизни себе и абстрактному человечеству. Впрочем, фильм Doom к оригинальной игре Doom имеет отдаленное отношение.

От настоящего Doom практически ничего не осталось. Вместо него мы получили вторичную переработку целого комплекса игр и фильмов по мотивам этих игр. В первую очередь это Half Life, которую третья версия Doom практически копирует (сюжетная завязка, лаборатории, ученые). Есть почти дословные цитаты из Resident Evil, т. е. “Обители зла” (эксперимент по созданию суперсолдата, подземный город, расстрел наступающих зомби). Очевидно заимствование из Mortal Combat (финальный поединок спецназовца-супермена и спецназовца-монстра). Есть забавная отсылка к игре Duke Nukem (когда персонаж видит себя в зеркале и автоматически стреляет). Хождение по канализации похоже на эпизод из второго “Блэйда”. И, конечно, зловещие марсианские коридоры и мучительные поиски монстра явно отсылают нас к “Чужим”, и в первую очередь к самому старому фильму серии, поставленному Ридли Скотом. В свое время именно эта картина вдохновила Джона Кармака и Джона Ромеро на создание первых версий Doom.

Настоящий драйв в фильме Бартковяка есть только в одном эпизоде: когда боец Демон, получив дозу 24-х хромосом, превращается в супермена, ходит по коридорам и истребляет нечисть. Это пять минут настоящего кайфа. Не банальная экранизация компьютерной игры, а достаточно точный перенос ощущения от игры на большой экран. Кстати, сеанс мультиплейерного сражения в Doom, устроенный организаторами премьеры перед началом фильма, показал, что просто игра на большом экране не смотрится – скучное и непонятное мельтешение. Но сделать толковое кино, стилизованное под стрелялку, как показал Бартковяк, вполне можно. Жаль только, что ждать это удовольствие приходится мучительно долго, проглатывая пресную кашу рутинного фантастического боевика.