Хотели как лучше...


Операция МВД 16 августа, итогом которой стало задержание 10 автофур с 100 000 сотовыми телефонами на сумму $10 млн, поставила весь рынок с ног на голову. По сведениям МВД, этот товар – среди него сотовые телефоны Nokia, Siemens и SonyEricsson – декларировался как товар другой категории по более низкой цене. Впрочем, это оказалось только начало. Вслед за этим МВД остановило еще одну партию контрабанды уже в 200 000 телефонов, а по данным экспертов, в ходе обысков у дилеров на складах было изъято еще 300 000 телефонов.

Затем к МВД присоединились таможенники, вспомнившие, что в 2004 г. было официально ввезено лишь 2,9 млн трубок, а объем российского рынка составил 25 млн шт. Таможенники потребовали с производителей списки поставщиков и прайс-листы с ценами на товар. Все это привело к дефициту товара и резкому скачку цен. “Изъятие самих телефонов не могло повлиять на рынок, в масштабах страны это очень небольшая партия, – рассуждает пресс-секретарь управления “К” Анатолий Платонов. – Просто профилактическое влияние самой акции на рынок настолько велико, что контрабандный ввоз прекращается сам собой”. Он подчеркнул, что рынок должен меняться в цивилизованную сторону, а это всегда проходит “с болью и повышением цен”.

Впрочем, эксперты и участники рынка думают по-другому. “Сейчас рынок вернулся в нормальное русло и стал расти, а операция таможни ни к чему не привела, кроме краткосрочного кризиса”, – считает аналитик MRG Эльдар Муртазин. По его прогнозам, в связи с этим в России в этом году продадут на 3 млн телефонов меньше, или 31,5 млн трубок. Муртазин отметил, что поначалу цены на телефоны выросли на 30%, но сейчас уже снова снизились на 20%.

Основным последствием так называемого мобильного кризиса стало единовременное существенное повышение цен на мобильные телефоны, а сейчас цены снизились и потребитель готов платить за понравившуюся модель чуть больше, соглашается управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. В “Евросети” цены поначалу повысились на 15–20%, затем снизились на 5%. В августе и сентябре в компании ощущали дефицит телефонов в связи с увеличением расходов, связанных с прохождением таможни и доставкой, отметила руководитель отдела по связям с общественностью “Евросети” Татьяна Гуляева.

С ней соглашаются и в “Беталинке”, и в Dixis. В то же время снижения объемов продаж в денежном выражении не наблюдалось, добавила Гуляева. Так, оборот “Евросети” за III квартал 2005 г. вырос на 25% по сравнению с предыдущим и составил $710 млн. Муртазин это объясняет подогреваемым в то время ажиотажем. После кризиса у дилеров снизились складские запасы с 90% от объема поставок телефонов до 60%, заметил также Муртазин.

Рынок постепенно оправляется от пережитого кризиса, говорит руководитель службы общественных связей Dixis Татьяна Москалева. Но она обращает внимание, что кризис привел к консолидации дилеров. За последние месяцы крупные дилерские сети скупили мелкие, не сумевшие справиться с внезапно нахлынувшими проблемами. К примеру, Divizion взял под свой брэнд 69 салонов связи в Иванове, подписав с ними франчайзинговый договор, Dixis пригрел за три последних месяца 80 салонов, а “Беталинк” купил 20 салонов в Челябинске.

Участники рынка также отмечают, что правоохранительные органы пока не достигли ожидаемого эффекта легализации рынка. По оценке Муртазина, серый рынок продаж сотовых телефонов (т. е. ввоз телефонов, не предназначенных для продажи в России, в обход официальных каналов поставок производителей. – “Ведомости”) из-за этого вырос в два раза до 16%, а в сентябре и вовсе достигал отметки 32%. “Официальные поставщики боялись везти в Россию товар по привычным схемам, как раньше (например, декларируя сотовые телефоны как другие товары), зато активизировались люди, имеющие другие каналы таможенного оформления – например, импортирующие мебель”, – рассказывает один из участников рынка.

Он пояснил, что сейчас официальные поставки возобновились, но стали активнее использоваться фирмы-однодневки, поэтому объем белого импорта сотовых телефонов (по реальным таможенным декларациям) по-прежнему в разы ниже объемов официальных поставок. “Возможно, новые правила игры подстегнут “чемоданный ввоз”, добавляет представитель одного из российских сотовых дилеров.

Несмотря на то что дилеры сегодня стали ввозить телефоны самостоятельно по прайс-листам, производители уверены, что цель таможенников несколько иная. “Они хотят, чтобы мы сами ввозили, потому что зарубежные компании легче контролировать”, – отметил представитель одного из крупнейших в мире производителей телефонов. Причем, по его словам, если производители рискнут отказаться от сотрудничества с правоохранительными органами, растаможку их грузов могут месяцами задерживать без причины. Сейчас производители готовят для таможенников списки партнеров и перечень отпускных цен, но комментировать эту тему пока не хотят.