МНПЗ не отдает $30 млн


В июне этого года арбитражный суд при Стокгольмской торговой палате постановил взыскать $28 268 725 с МНПЗ в пользу принадлежащей Сапиру Joy-lud Distributors Int. (США). А 19 октября эта компания направила в арбитражный суд Москвы заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения. С учетом процентов истец претендует почти на $30 млн. На минувшей неделе суд вынес определение о возбуждении производства по этому делу и назначил предварительное слушание на 14 ноября (копии документов есть в распоряжении “Ведомостей”).

Конфликт между МНПЗ и фирмами Сапира длится уже несколько лет. В 1995 г. правительство решило построить на тогда еще государственном МНПЗ комплекс по производству изделий из полипропилена стоимостью $220 млн. Для финансирования проекта правительство разрешило заводу экспортировать 10,6 млн т дизельного топлива и 5,5 млн т мазута в течение 1995–2004 гг. Главными исполнителями проекта стали фирмы Сапира – Joy-lud Distributors и FTL (Каймановы острова). Joy-lud должна была продавать за рубеж нефтепродукты и направлять выручку на финансирование проекта, FTL – строить производство под ключ. Однако успели построить только производственный корпус и подвести к нему коммуникации. В 1997 г. МНПЗ перешел под контроль московского правительства и вскоре перестал выполнять контракты. В 2003 г. Joy-lud обратилась в стокгольмский арбитраж с иском о выплате упущенной прибыли, пеней и штрафов.

В компаниях – акционерах МНПЗ ситуацию комментировать не стали. То же самое сделал и пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой, сославшись на то, что мэрия пока не располагает информацией по этому делу.

А источник, близкий к МНПЗ, сказал “Ведомостям”, что завод не намерен признавать требования Joy-lud, так как считает недействительной арбитражную оговорку в контракте, согласно которой местом разрешения споров является стокгольмский арбитраж. Собеседник “Ведомостей” также отмечает, что взысканная арбитражем сумма основана на дополнительном соглашении к контракту, которое было заключено с существенными нарушениями российского законодательства и теперь оспаривается в суде.

Юрист из компании “Вегас-Лекс” Альберт Еганян напоминает, что Россия является участником нью-йоркской конвенции 1958 г. о признании иностранных арбитражных решений. По мнению юриста, в данном случае препятствием к признанию решения российским судом может служить лишь то, что проигравшая сторона не могла должным образом представить себя в суде. “Однако, если суд захочет придраться, он может отложить признание до завершения разбирательств в российских судах”, – предполагает Еганян.