Одиночество Фрадкова


Снизить ставку НДС с 18% до 13% с 2006 г. замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предложил в конце прошлого года. Фрадков тогда поддержал идею Копейкина, но министры экономического развития и торговли Герман Греф и финансов Алексей Кудрин выступили категорически против. Премьер согласился с их аргументами и пообещал подождать со снижением НДС до 2008 г.

Однако в конце сентября аппарат правительства вновь выдвинул идею снижения НДС до 13% с 2007 г. в качестве главной меры по ускорению роста экономики. За счет сокращения налога, по мнению чиновников, ВВП каждый год рос бы на 0,5% быстрее. Фрадков одобрил идею своего аппарата и потребовал от Минфина и Минэкономразвития разработать закон о снижении ставки НДС на 5% с 1 января 2007 г. А до конца октября 2005 г. министерства должны были доложить премьеру свои соображения о способах снижения налога.

Вместо этого Минфин подготовил доклад, в котором обосновывает прямо противоположную мысль. Министерство финансов предложит правительству вообще не снижать ставку НДС, рассказал информагентствам в пятницу статс-секретарь ведомства Сергей Шаталов. По словам другого чиновника Минфина, сейчас было бы разумнее “сосредоточиться на решении вопросов администрирования НДС”: сокращение ставки не сможет радикально подстегнуть экономический рост, зато приведет к множеству негативных макроэкономических последствий.

Эти аргументы поддерживает и Минэкономразвития. По оценке ведомства, сокращение НДС даже сразу на 5% поможет ускорить рост экономики всего на 1,13% за три года. Зато из бюджета выпадет свыше 500 млрд руб. и правительство будет вынуждено либо сокращать бюджетные расходы, либо залезать в стабфонд, объясняет чиновник Минэкономразвития. В первом случае позитивный эффект от снижения НДС будет перекрыт негативными последствиями от снижения государственного спроса. А во втором – увеличит инфляцию на 0,5% в год.

Для бюджета цена снижения ставки налога с 18% до 13% слишком высока, поддерживают чиновников экономисты Центра развития (ЦР), выпустившие на днях доклад под названием “Непростые последствия простых решений”. В 2004 г. и за январь – сентябрь 2005 г. НДС обеспечил 31% доходов федерального бюджета. Снижение ставки налога более чем на четверть в 2004 г. лишило бы бюджет примерно 300 млрд руб., а в 2007 г. – 494 млрд. При этом казна станет еще более зависимой от внешней конъюнктуры, ведь сократятся поступления, напрямую с ценой нефти не связанные. А если правительство не сможет урезать бюджетные расходы, то, чтобы компенсировать потери от снижения НДС, придется повышать либо планку отчислений в стабфонд с $27 до $33–34/барр., либо ставку налога на прибыль с 24% до 32%, полагают экономисты ЦР.

Снижение ставки НДС на 5% почти не скажется на ускорении роста ВВП, но и инфляции не вызовет, пишут экономисты ЦР. Если компании направят часть сэкономленных на налоге денег на зарплаты, то цены вырастут, но удешевление импорта сведет этот эффект к нулю. Невелик и эффект для экономики: в 2007–2009 гг. при 13%-ном НДС инвестиции будут расти быстрее на 0,4 п. п., а ВВП – на 0,2 п. п. ежегодно. Но это только в том случае, если бюджетные расходы не сократятся вместе со снижением ставки НДС, резюмирует ЦР.

“В администрировании НДС действительно осталось много не решенных, важных для бизнеса вопросов, – соглашается с Минфином замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. – Но неправильно ставить нас перед выбором: либо снижение ставки, либо упрощение администрирования – надо делать это параллельно”.

Представители других предпринимательских объединений более категоричны. Председатели “Деловой России” Борис Титов, “ОПОРы” Сергей Борисов и президент Союза производителей и импортеров Арас Агаларов в пятницу направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой снизить НДС до 13%. В сочетании с улучшением администрирования это приведет к выходу компаний из тени и повысит собираемость налога, полагают авторы письма.