Отчего не звонит телефон


Ураганы, теракты, а также внезапные отключения электричества, случавшиеся в последние годы в разных странах, показали, что телефонные сети не готовы к перегрузкам, вызванным всплеском разговорной активности абонентов. В нашей стране операторы связи периодически сталкиваются с наводнениями на юге страны, с различного рода возгораниями, а один раз получили опыт работы при отключении электричества.

К примеру, рассказывает бывший гендиректор Южной телекоммуникационной компании Владимир Горбачев, серьезное наводнение в Краснодарском и Ставропольском краях в 2002 г. научило компанию строить телефонные станции на верхних этажах зданий. Ранее такое оборудование устанавливалось и в подвалах, оказавшихся в итоге под водой. Самый мощный пожар в “Московской городской телефонной сети” в 2003 г. оставил без связи 40 000 абонентов. Причина аварии – несоблюдение элементарной безопасности. Находившийся рядом с телефонным силовой кабель замкнуло, и переданный заряд не смогли остановить даже предохранители станций.

Настоящая проверка российских сетей связи произошла в мае этого года. Авария на электроподстанции в Москве оставила часть города без электричества. Самое сложное в этом случае – поддержка работы базовых станций, рассказывает директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. У МТС и “ВымпелКома” оказалось обесточено несколько сотен станций, которые перешли на аккумуляторные батареи. По словам Нефедова, такого резервного питания хватает на 4–12 часов. Дольше могут работать только передатчики с дизель-генераторами, установленными лишь на нескольких десятках ключевых базовых станций. Нефедов не скрывает, что эти станции хотя и обеспечивают полностью покрытие столицы, не смогли бы выдержать чудовищно возрастающую в это время нагрузку.

Директор по маркетингу IP-оператора “Корпорация ОСС” Дмитрий Красильников рассказывает, что сети передачи данных устроены похоже. При длительной аварии 70 узлов на батареях отключатся, останется 30 узлов на дизельных генераторах. Перегрузки в этом случае неизбежны, отмечает Красильников. Сама установка дизельных генераторов обходится операторам недешево, стоимость одного устройства от $100 000 до $300 000 в зависимости от мощности. Локальные проблемы, например обрыв кабеля, добавляет Красильников, абоненты не почувствуют: сеть предусматривает разные резервные маршруты.

Майская авария стала испытанием также и для традиционных проводных сетей. По воспоминаниям тогдашнего пресс-секретаря МГТС Анатолия Верещагина, аккумуляторы на станциях протянули до глубокой ночи. Проблема затронула 1,5 млн абонентов, из них 10% были полностью лишены связи. Но, по его словам, в отсутствии связи были отчасти виноваты и сами абоненты. Многие из них пользуются радиотелефонами, которые питаются от энергосети. Для таких случаев надо не выбрасывать старые домашние телефоны, получающие ток только от телефонного кабеля, советует Верещагин.

Совсем плохи дела оказались с Интернетом: его сердце – узел MМТС9 (М9) оказался в зоне бедствия и не смог работать в автономном режиме. Поскольку через него проходит более 80% российского интернет-трафика, большинство популярных ресурсов оказалось недоступно для пользователей. В результате не работали проекты Rambler.ru, Lenta.ru, Газета.ru, РИА “Новости”, приостановили торги фондовые биржи РТС и ММВБ и т. д. Отключение электричества произошло в условиях 30-градусной жары, и климатические установки в аппаратных помещениях узла связи отключились. Часть трафика пошла через зарубежные каналы, совокупная емкость которых меньше, чем у российских. К примеру, “Транстелеком” организовал для своих клиентов канал через Лондон.

Для предотвращения подобных ситуаций провайдерам следует резервировать свои узлы связи на разных площадках, говорит вице-президент по связям с общественностью “Транстелекома” Аркадий Матковский. В “Транстелекоме” после этого случая задумались даже о создании своей собственной точки обмена трафиком – за счет отключения М9 пострадало 118 клиентов “Транстелекома”. Всего во время аварии на автономный режим питания было переведено 18 узлов оператора. У “Транстелекома”, как и у “Ростелекома”, разрыв кабеля для абонентов не страшен, так как имеются резервные каналы. Кроме того, у “Транстелекома” сеть быстро чинится, потому что кабель подвешен на опорах, а не закопан в землю, добавил Матковский.

Зачастую не меньший вред, чем стихийные бедствия, приносят компьютерные вирусы. К примеру, в начале 2004 г. вирус Sasser умудрился распространиться за 10 минут по всей планете, вызвав перегрузку сетей, рассказывает менеджер по корпоративным коммуникациям “Лаборатории Касперского” Алексей Зернов. Sasser полностью отрезал от сети Южную Корею, создал серьезные проблемы в Японии и США, в некоторых странах перестали работать аэропорты, а общий ущерб от него составил более $1 млрд.

“Это сопоставимо с природными стихийными бедствиями, землетрясениями и ураганами”, – считает Зернов. Он добавил, что на создание “противоядия” уходит от 10–15 минут до двух часов, поэтому вирусы успевают вызвать эпидемию. Впрочем, Зернов не ожидает подобных вирусных эпидемий в ближайшее время, поскольку сейчас авторы вирусов увлеклись извлечением прибыли из своей преступной деятельности и атакуют компьютеры весьма выборочно.