Заемщики первого уровня


Moody’s не изменило этому правилу, пересматривая корпоративные рейтинги: у “Газпрома”, Сбербанка, Внешторгбанка и других он повышен на одну ступень до Ваа2 вместе с суверенным. Зато еврооблигации “Сбера” и ВТБ агентство оценило аж на три ступени выше российских. Даже у “Газпрома” рейтинг облигаций превышает страновой всего на один пункт (Baa1). Такой же рейтинг у бондов Газпромбанка и Банка Москвы.

“Рейтинг уровня А заставляет инвесторов по-другому относиться к бумагам. Это уже солидный заемщик другого класса”, – говорит начальник отдела анализа развивающихся рынков HSBC Филип Пул. До сих пор бумаг с таким рейтингом в России не было. Максимальная оценка, которую удавалось получить нашим заемщикам, была Ваа1 у “Транснефти”. Это произошло в июле, когда Moody’s разрешило госкомпаниям иметь рейтинги выше суверенного. Тогда “Газпром” и РЖД получили рейтинг на одну, а “Транснефть” – на две ступени выше, чем Россия (тогда – Ваа3). Но через две недели агентство вернуло их обратно, пояснив, что рейтинг выше странового могут иметь только выпуски облигаций, но не сама компания.

Экспертов столь высокая оценка госбанков озадачила. Пул считает ее несколько странной. “Например, “Газпром” более важен для правительства, чем банковская система: он крупнейший налогоплательщик, он помогает строить отношения России с другими странами”, – недоумевает Пул. Но оценивать ситуацию можно с двух точек зрения, отмечает он, – возможной “переоцененности” рейтингов банков либо “недооцененности” суверенного. Многие аналитики, в том числе и Пул, считают, что по количественным показателям рейтинг России мог бы быть на пункт выше, чем присвоенный Moody’s Ваа2, но его сдерживает слабость госинститутов.

Неожиданное решение Moody’s дает возможность заработать на разнице в доходностях еврооблигаций госбанков и России. Сейчас она не отражает разницу в рейтингах и может сузиться, указывает Пул. Это позволит обоим госбанкам занимать дешевле. Аналитики инвестбанка “Траст” полагают, что доходность бондов Сбербанка приблизится к ставке суверенных облигаций. “При удачном стечении обстоятельств доходность [новых выпусков еврооблигаций “Сбера” и ВТБ] может быть приблизительно на 25 базисных пунктов ниже, чем при предыдущем уровне рейтинга”, – полагает аналитик рынка долговых обязательств “Атона” Алексей Ю. В августе президент ВТБ Андрей Костин говорил, что до конца этого года банк планирует разместить два выпуска еврооблигаций на $100 млн и $300 млн. Снижение ставки на 25 пунктов сэкономило бы для ВТБ $1 млн в год. Дешевле будет госбанкам привлекать средства и за счет выпуска субординированных нот (рейтинг А3 у обоих банков); в I квартале 2005 г., напоминает Ю, для увеличения собственных средств Сбербанк выпустил такие бумаги на $1 млрд, а ВТБ – на $750 млн.

А вот резкого роста спроса на бумаги госбанков решение Moody’s не вызовет. “Переход к инвестиционному рейтингу провоцирует более масштабный приток денег, чем изменение внутри инвестиционной категории”, – говорит Ю. К тому же агентство Standard & Poor’s продолжает удерживать рейтинг ВТБ на спекулятивном уровне ВВ+ (на один пункт ниже суверенного), и подтверждение кредитного качества банка вторым агентством было бы для инвесторов важнее. Но S&P не спешит этого делать. “ВТБ, конечно, сильный госбанк, – говорит аналитик агентства Ирина Пенкина. – Но вероятность его дефолта теоретически все равно выше, чем дефолта России”. Рейтинга Сбербанка у S&P нет. Впрочем, оба госбанка “перешли в категорию крепких заемщиков инвестиционного уровня”, отмечает Пул, и “фонды, работающие с бумагами с инвестиционным рейтингом, обратят на них пристальное внимание”.