Заложники бюджета


Занять у банка мэрию Астрахани заставил кассовый разрыв – за первое полугодие 2005 г. дефицит городской казны превысил 247,4 млн руб. (32,5% бюджета). И мэрия 6 июня 2005 г. заключила с Волго-Каспийским акционерным банком годичный кредитный договор на 30 млн руб., заложив в обеспечение будущие поступления от налога на доходы физлиц.

Если город не сможет вовремя расплатиться, банку перейдет право на получение налога, говорится в договоре. Залог банку понравился: по закону о бюджете города астраханцы в 2005 г. должны уплатить не меньше 756 млн руб. подоходного налога. “Закон не запрещает передавать в залог имущественные права, почему это не может быть право на налоговые поступления?” – рассуждает руководитель юридическо-правового отдела Волго-Каспийского акционерного банка Сергей Попов. По его словам, заложить подоходный налог предложили сами чиновники мэрии. Администрация Астрахани от комментариев отказалась.

А вот облпрокуратура попросила суд признать сделку недействительной. “Налог зачисляется в бюджет в безусловном порядке, и право на его получение не может кому-то передаваться”, – объясняет прокурор Ирина Егорова.

Прокуроры абсолютно правы, говорит старший юрисконсульт налогового департамента ФБК Алексей Яковлев: “Заложить налоговые поступления – это все равно что сдать в аренду метр государственной границы”. Если предположить, что мэрия не смогла расплатиться, следующим летом в астраханских газетах могло бы появиться сообщение: “Налоговые декларации за 2005 г. подлежат сдаче в банк”, иронизирует юрист. На деле передать кому-то право на получение налога технически невозможно, объясняет налоговый адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. По закону налог считается уплаченным, только если он списан со счета налогоплательщика на счет в казначействе согласно коду бюджетной классификации. В любом другом случае с компании взыщут налог повторно. А руководитель юридической практики компании “Консалтинговые услуги” Александр Костин говорит, что закон позволяет муниципалитету давать гарантии под все бюджетные доходы – для этого нужно было провести сделку с банком через городской бюджет, предусмотрев в нем резерв под эти обязательства, объясняет юрист.

Вмешательство прокуратуры заставило чиновников и банкиров переписать договор. Вместо налоговых поступлений городская администрация заложила три городских здания, рассказывает Егорова из астраханской прокуратуры. “Поскольку нарушение устранено, претензий у нас больше нет”, – говорит она. 10 октября дело закрыл и Астраханский областной арбитражный суд.

В процессе прокурорской проверки выяснилось, что мэрия Астрахани раздает экзотические обещания финансистам не впервые. Недавно она взяла у Гута-банка 60 млн руб., взамен пообещав “не привлекать кредиты в иных банках без письменного согласия кредитора” и “не предоставлять поручительства в пользу третьих лиц в течение срока действия договора”. А Волго-Каспийскому акционерному банку мэрия обещала в случае собственной реорганизации или ликвидации в первую очередь расплатиться по кредиту, несмотря на прямое нарушение закона, рассказывает Егорова.

Готовность муниципалитета пообещать банку буквально все, что угодно, – жест отчаяния, считает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. Сейчас у областных центров нет никаких стимулов сокращать расходы и наращивать доходы – все сразу отберет субъект Федерации. Нужно предоставить городам налоговую самостоятельность, тогда таких историй не будет, заключает эксперт.