Жуков и Китайская стена


В середине июля президент Владимир Путин и лидер КНР Вэнь Цзябао договорились нарастить к 2020 г. товарооборот между двумя странами с нынешних $20 млрд до $60–80 млрд. А объем китайских инвестиций в российскую экономику планировалось увеличить с $90 млн до $12 млрд. Но сделать это будет нелегко. В материалах российской делегации к предстоящим переговорам говорится, что китайские бизнесмены плохо информированы о перспективах проектов в России и опасаются правовой незащищенности. Проблему могло бы решить межправительственное соглашение о поощрении и защите инвестиций. Но подписать его российской стороне мешает таможенный режим со странами СНГ, а Китаю – обязательства перед ВТО.

Правда, российских бизнесменов отсутствие соглашения не смущает. Например, “МегаФон” уже несколько лет пытается проникнуть на китайский сотовый рынок, причем еще в 2002 г. тогдашний премьер Михаил Касьянов лоббировал интересы оператора на встрече с председателем Госсовета КНР Чжу Жунцзы. Источник, близкий к “МегаФону”, подтвердил сохранение у компании интереса к китайскому рынку. Но в сентябре представители компании China Mobile заявили “МегаФону”, что “без поручения Министерства информационной индустрии КНР дальнейшая работа в данном направлении их не интересует”, говорится в материалах к визиту Жукова. Тем не менее замминистра связи Борис Антонюк заявил “Ведомостям”, что у него припасены серьезные козыри для переговоров.

А РАО “ЕЭС России” Жуков может помочь договориться с китайскими товарищами о ценах на поставку электроэнергии. Сегодня российские энергетики поставляют в Китай порядка 400 млн кВт ч, а китайцы просят к 2008 г. увеличить экспорт до 15–18 млрд кВт ч, а к 2015 г. – до 66–72 млрд кВт ч. Однако компании не сошлись в цене. “При варианте китайцев проект не проходит по рентабельности, поэтому на уступки идти невозможно”, – говорит замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров. По его словам, соответствующее соглашение между РАО ЕЭС и Государственной электросетевой корпорацией Китая может быть подписано уже в ноябре. Представитель РАО “ЕЭС России” заявил “Ведомостям”, что это означает строительство новых электростанций и сетей, но затруднился оценить объем необходимых инвестиций.