Звездно-полосатый Зорро


От настоящего Зорро в новом остались только красивые испанские лица Бандераса и его отважной подруги (даром что Зета-Джонс – валлийка), знойные красно-коричнево-желтые пейзажи с кафедральными соборами и кактусами, юмор и Знак Зорро – перечеркнутая Z, которую герой рисует клинком на заднице одного из противников. Еще: Зорро, как герой романтический и при этом детский, в “Легенде Зорро” никого не убивает – только вырубает. Некоторые враги, правда, тут же помирают, но уже не по зорровской вине. Справедливый Господь так распорядился.

Но про диковинность.

Во-первых, главными негодяями в фильме являются французы – чтобы неповадно было отбивать у Голливуда кассовые сюжеты. Если прежде Зорро бился с притеснителями народа и продажной бюрократией в неназванной латиноамериканской стране, то теперь он сражается с французской ма... Нет, не мафией: действие-то все-таки происходит в середине XIX в. А с масонской ложей Orbis Unum, про которую в фильме поясняется, что она тайно контролирует весь мир.

Во-вторых, “Легенда Зорро” – зрелище не старомодное, каким должно быть развлечение в жанре фехтовального реализма, а до жути постмодернистское. В наивные времена единственным оружием Зорро была шпага – теперь он поджигает бикфордов шнур, чтобы взорвать злодейский состав, груженный смертоносным нитроглицерином, для конспирации упакованным в винные бутылки, на этикетках которых значится “бордо”. Однако создатели фильма мимоходом уели и “бордо”. “Калифорния чеблис” (“шабли” по-злодейски и французски) их, что ли, спонсировала?

В Голливуде последних лет ставят на проверенное. На сюжеты меньшего финансового риска, в случае с которыми зритель заранее знает, на что именно идет: прежде всего на ремейки, сиквелы и экранизации модных комиксов. Теперь тенденция усилится, поскольку в Америке 2005-го, впервые с конца 80-х, не растут, а падают кассовые сборы (что не распространилось на остальной мир). Но продюсер “Легенды Зорро” Стивен Спилберг явно является сторонником и другой модной коммерческой стратегии, в соответствии с которой фильм становится хитом только в том случае, если напоминает аудитории о других любимых фильмах. В этом смысле “Легенда Зорро” – один из рекордсменов последних лет. Фактически это ремейк не только “Маски Зорро”, но и огромного количества других лент, даже чуждых стилистике плаща и шпаги.

Для начала это вестерн. Действие происходит в Калифорнии, там орудуют банды ковбоев. Эпизоды, когда эти головорезы убивают владельца ранчо, поскольку (о чем никто из персонажей фильма не догадывается) через эту землю должна пройти железная дорога, плюс разборка в дорогом вагоне отчетливо адресуют к вестерну Серджо Леоне “Однажды на Диком Западе”. Лихие, совсем уже фантастические полеты Зорро, когда полы его черного плаща смотрятся как крылья, напоминают о Бэтмене. Лицо упавшего в кактусы злодея – все в колючках – точно как у Пинхеда из ужастика “Восставший из ада”. Появление малолетнего, отважного в боях сына Зорро и его жены – пас в сторону “Детей шпионов”. Финальная схватка Зорро и его супруги спиной к спине со злодеями – “Мистер и миссис Смит”. Невероятный завод про производству нитроглицерина – футуристический XIX век из завирального вестерна “Дикий, дикий Вест”.

Но это что. Главное – идеология. Если действие неголливудских фильмов про Зорро происходило “где-то в Латинской Америке”, то теперь, как и в “Маске Зорро”, оно происходит в Калифорнии. Будущая резиденция Шварценеггера в 1850-е готовится вступить в США в качестве 31-го штата. Знаете, за что борется Зорро? За угнетенных и обездоленных? Он борется именно что за грядущего Шварценеггера – с противниками присоединения. Поскольку единая Америка – угроза силам Зла. Противники – в лице масонов – пытаются уничтожить Штаты нитроглицерином, поскольку в учении ложи еще 600 лет назад напророчено, что ее власть над миром продлится до тех пор, пока не возникнет некое свободное государство на Западе. Сепаратисты похищают урну, в которой народ Калифорнии выражает свою волю назваться американцами, а Зорро ее спасает.

Голливуд давно присвоил себе суперменов – от Супермена до Бэтмена – и заставил их патриотически служить звездно-полосатому флагу. Но те-то хоть были героями американских комиксов. Теперь он сделал американским патриотом и Зорро.

Все бы ничего. В конце концов, что нам идеология? Нам – и мне – хочется развлечения и отдохновения. Их фильм дает. Поначалу он смотрится так себе, чересчур дошкольно, но потом лучше и лучше. Посмотревшим – проверено – нравится, например, конь Бандераса, этакий Зорро с копытами (без гетевщины и булгаковщины), который не упускает случая побалдеть от упущенного людьми, а именно покурить трубку или вылакать бутылочку красного.

Но я искренне боюсь, что при нынешних голливудских тенденциях Зорро начнет вскоре мочить плохих сербов (на стороне хороших албанцев) и “Аль-Каиду”. А ведь так и будет.