Богатство наказуемо


Аналогичную систему директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов предлагает распространить и на отношения федерального центра и регионов. “Если один регион будет богатеть за счет перехода налогоплательщиков, целесообразно рассмотреть возможность того, чтобы часть средств перераспределялась более нуждающимся субъектам”, – заявил Силуанов на вчерашней коллегии Минфина.

Особенно активным в переманивании крупных налогоплательщиков под свое крыло был в последнее время Санкт-Петербург. В 2005 г. там зарегистрировались дочерние компании “Роснефти” и “Транснефти”, а Внешторгбанк перевел туда головной офис. В 2006 г. в Питер переедут “Совкомфлот” и “Транснефтепродукт”. После покупки “Газпромом” “Сибнефти” последняя тоже будет зарегистрирована в Петербурге, заявляла губернатор Валентина Матвиенко. Правда, тогда Омская область, по словам вице-губернатора Натальи Фроловой, потеряет половину доходов. Зато поступления в бюджет Петербурга в 2006 г. вырастут примерно на 20%, причем примерно треть прироста обеспечат прописавшиеся в городе компании (без учета “Сибнефти”), говорит чиновник правительства Санкт-Петербурга. Аналогичные Омской области проблемы испытывают Астраханская и Оренбургская области, не получающие доходы от “дочек” “Газпрома”, замечает федеральный чиновник. “Но мы не можем бегать за каждым крупным налогоплательщиком и разъяснять ему, где он должен платить налоги”, – говорит Силуанов.

Чтобы помочь регионам, от которых убегают налогоплательщики, можно забирать у регионов, чья бюджетная обеспеченность более чем вдвое выше среднероссийской, половину суммы сверх двукратного превышения, считает он.

Если бы такая система уже действовала, пострадали бы два региона: Москва и Тюменский регион (вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским АО). Бюджетная обеспеченность Москвы, по данным Минфина, выше среднероссийской в 2,29 раза, а Тюмени с округами – в 4,79 раза. Остальные регионы далеки от опасной границы (см. таблицу). Деньги, отобранные у сверхбогатых регионов, должны пополнить фонд финансовой поддержки, на средства которого Минфин выравнивает обеспеченность территорий. В 2005 г. Москве пришлось бы отдать “в пользу бедных” 6,1% своих доходов, а Тюменскому региону – 29,1%. Из 330,7 млрд руб., собранных в столичный бюджет за январь – август, Москва поделилась бы 20,2 млрд руб., а Тюмень отдала бы 27,7 млрд руб.

В результате фонд выравнивания на 2005 г. мог бы вырасти на 38% – до 261 млрд руб., прикидывает Силуанов.

“Отбирать у регионов средства – значит лишать их стимулов к развитию”, – говорит чиновник московской мэрии. Этот план “похож на продразверстку”, возмущается председатель бюджетного комитета Заксобрания Петербурга Владимир Барканов: “Если мы хотим, чтобы Россия встала с колен, надо позволить регионам сделать это”. Минфин предлагает “сорвать рубашку с нищего, разорвать пополам и подарить голому”, возмущается депутат Госдумы от Тюменской области Геннадий Райков. Правительству следует думать не о том, как “раздеть” богатые регионы, а о том, как стимулировать развитие отсталых, полагает Райков, считающий лучшим вариантом введение пятилетних налоговых каникул в депрессивных регионах.

Нельзя говорить регионам, что центр будет стимулировать точки роста и одновременно отбирать у них дополнительные доходы, уверен сенатор Евгений Бушмин. Система отрицательных трансфертов может быть только добровольной: ХМАО в 2005 г. добровольно перечислил в бюджет 84 млрд руб., взысканных у “ЮКОСа”, напоминает Бушмин. А научный руководитель Института региональной политики Ольга Кузнецова полагает, что отбирать у регионов доходы можно лишь тогда, когда регионов-доноров станет много: “Иначе получается адресное наказание”.