ЦИФРА НЕДЕЛИ: 25 лет. Заложники территории


Гарвардский профессор Альберто Алесина, проделав значительную умственную работу, пришел к выводу: чтобы изжить последствия коммунизма из памяти народной, требуется, чтобы сменилось столько же поколений, сколько прошло за время коммунизма. За основу для рассуждений Алесина взял справедливую мысль, что коммунизм – это максимальное участие государства в частной жизни; и если люди подвержены этой заразе, если они еще ждут милостей от властей, то они по-прежнему под властью всеобщей справедливости и равенства; а если они все больше рассчитывают на себя, а от государства хотят лишь четких и однозначных правил жизни – то их сознание свободно. И вот, сделал он вывод из социологических данных, немцы из бывшей ГДР сравняются по восприятию действительности с немцами из бывшей ФРГ через одно-два поколения после падения коммунизма, уже совсем скоро. А в российском случае, считает он, терпеть придется еще лет 25, до 2030 г. Примем на веру, что для немцев и – шире – для европейских наций рассуждения профессора Алесины верны. Но вот с российским населением дело, очевидно, обстоит не так однозначно.

Мы отлично помним, что социальные гарантии и вообще пристальное участие государства в жизни советского человека в целях блага этого человека были чистейшей декларацией. Коммунистическое государство интересовалось жизнью сограждан исключительно из собственных интересов. Граждане же в ответ приобрели уникальный патриотизм: все, что государство хотя бы на минуту оставляло без внимания, немедленно ими присваивалось. Иными словами, советские люди не ждали положенных благ от государства, а вырывали их у него. И весь плач по поводу того, что у нас погибло подлинно социальное государство, связан вовсе не с тем, что у нас оно действительно было, а с тем, что граждан лишили, ненаучно говоря, халявы. И вместо того чтобы работать охотниками, выискивая разные возможности стащить плохо лежащее, или организовать плохое лежание, чтобы потом стащить, бывшим советским людям теперь приходится вкалывать.

Здесь только надо оговориться, что это рассуждение касается все-таки не абсолютно всех советских людей. Тащили не все.

Важно еще и то, что для российской территории всегда был характерен несамостоятельный, завистливый характер социальных отношений. И это отнюдь не наследие коммунизма, а родовая черта общественного устройства России. Вдаваться в историю неохота, но у нас всегда стремились к уравниловке и не любили выдающихся, самих за себя отвечающих людей. Коммунизм эту нелюбовь довел до совершенства и неуравнивавшихся граждан почти всех поуничтожал.

Все это сказано к тому, что Россия в отличие от подавляющего большинства прочих бывших коммунистических стран, встраиваясь в так называемую западную цивилизацию, преодолевает отнюдь не только коммунистическое наследие. И кстати, еще большой вопрос, преодолевает ли – или все-таки пытается установить в чужом монастыре собственные правила.