Финские олигархи

Д. Гришкин

Fortum давно пытается выкупить эти бумаги у “Норникеля”, чтобы получить блокпакет в ТГК-1, рассказывает источник, знакомый с позицией финской компании. Он говорит, что переговоры ведутся уже около двух лет, но до сих пор “Норникель” не хотел расставаться с этим активом.

Шанс стать акционером Fortum “Норильскому никелю” подвернулся случайно. Еще несколько лет назад тот скупил 25% акций “Колэнерго” (энергосистема Мурманской области) в надежде обеспечить дешевым электричеством свои предприятия, расположенные в этом регионе. Но затем “Колэнерго” заинтересовалась Fortum. Благодаря энергореформе все электростанции Северо-Запада из трех региональных энергосистем – “Ленэнерго”, “Колэнерго” и “Карелэнерго” – будут объединены в одну территориальную генерирующую компанию – ТГК-1. У Fortum уже есть 33% акций “Ленэнерго”, которые позволят финнам получить около 20% в ТГК-1. А блокпакет “Колэнерго” позволит увеличить эту долю еще на 6–7%.

Но теперь финны сделали компании Потанина и Прохорова предложение, от которого им будет непросто отказаться, утверждает бизнесмен, знакомый с ходом переговоров. По его словам, Fortum готова не просто выкупить пакет “Колэнерго”, а обменять его на свои акции. Размер пакета собеседник “Ведомостей” не называет, но верит, что он может позволить владельцу провести кандидата в совет директоров Fortum. Источники, близкие к “Норникелю” и Fortum, подтвердили, что вариант с обменом акций обсуждается.

По размеру “Колэнерго” несопоставима с финским гигантом. Мощность кольской энергосистемы – около 1600 МВт, а капитализация в РТС – $53,6 млн. Стало быть, блокпакет ее акций стоит $13 млн. Мощность финской компании –11 220 МВт, а ее стоимость на Helsinki Stock Exchange – $15,5 млрд. Поэтому сейчас рыночная цена 25% акций “Колэнерго” – это всего лишь 0,08% стоимости Fortum.

Но чтобы войти в совет директоров Fortum, необязательно иметь крупный пакет акций компании – достаточно иметь хорошие отношения с правительством Финляндии. Ему принадлежит 51,7% акций Fortum, остальные бумаги распылены среди множества инвестфондов. И из семи мест в совете директоров лишь одно занимает чиновник, остальные голоса Финляндия отдает за независимых директоров и представителей миноритариев, пояснил “Ведомостям” Арто Хоннканими, советник по промышленности Министерства промышленности и торговли Финляндии. “Если Fortum попросит государство поддержать кого-то из кандидатов, теоретически это возможно”, – уверяет он.

Обмен акциями – удобный способ покупки активов и Fortum могла бы провести такую операцию, отмечает директор FIM Securities и член совета директоров РАО ЕЭС Сеппо Ремес, когда-то работавший в Fortum. Даже небольшой пакет акций Fortum – это очень ликвидный актив, его легко перепродать, добавляет он. “Это почти эквивалент денег”, – согласен Григорий Березкин, член совета директоров РАО и глава совета директоров “Группы ЕСН”. Другие наши бизнесмены охотно брали бумаги западных гигантов вместо денег. При создании ТНК-BP BP заплатила “Альфа-групп” и “Access/Ренова” $4 млрд деньгами, а еще $3,75 млрд должна была оплатить своими акциями. Бизнесмены тут же перепродали эти обязательства консорциуму банков во главе с Deutsche Bаnk. Предприниматель Алишер Усманов сам скупил на рынке 13,4% акций англо-голландской Corus Group и вскоре тоже перепродал эти бумаги.

Возьмет ли “Норникель” “почти деньги” за долю в “Колэнерго”, пока не ясно, замечает источник, близкий к РАО “ЕЭС России”. Ведь металлурги скупали энергоактивы, чтобы обеспечить свои предприятия дешевой энергией, поясняет он. Помимо доли в кольской энергосистеме “Норникелю” принадлежит блокпакет акций в “Красноярскэнерго” и около 3,5% акций РАО “ЕЭС России”, недавно холдинг договорился о покупке у РАО “Таймырэнерго”, 97% энергии которого потребляет “Норникель”. Может, ему стоит сменить стратегию и из стратегического инвестора превратиться в финансового, рассуждает Березкин. Ни в Fortum, ни в “Норникеле” ситуацию официально не комментируют.