Нажито нечестным путем


Как показал опрос ROMIR Monitoring (1600 респондентов от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России во всех федеральных округах), 59% не верят в возможность заниматься в России честным (прозрачным) бизнесом: платить все налоги и официальную зарплату наемным сотрудникам, не давать взяток чиновникам и иметь прибыль. Верят в такую возможность всего 20% респондентов, а 21% затруднились с ответом. 45% опрошенных заявили, что понятия “прибыльность” и “прозрачность” “заведомо несовместимы”, 42% – что, “не давая взятки, не проживешь”, 27% – что честности мешают слишком высокие налоги.

Похожий опрос, проведенный в 2003 г. “Левада-центром”, показал, что 44% россиян не верят в возможность честно заработать $1 млн. А в 2000 г., когда фонд “Общественное мнение” спрашивал, что является обязательным условием для ведения бизнеса, 26% заявили, что первое и главное – это активность, энергия, 18% – ум и способности, а еще 15% решили, что победить конкурентов больше шансов у человека, “не обремененного высокой нравственностью”. Удачливым бизнесменом, по их мнению, станет тот, кто “нагл”, “беспринципен”, “способен на обман”.

“Россияне уже хорошо знают на практике, как принимаются решения в бизнесе, что такое общение с госорганами, от которых зависят эти решения, – констатирует президент ИК “Антанта Капитал” Сергей Алексашенко. – На практике честно платить налоги невыгодно, потому что твои конкуренты их не платят”. К тому же три общероссийских телевизионных канала постоянно убеждают, что, “если человек богат, он обязательно вор”, считает Алексашенко. С ним согласен глава промышленного комитета Совета Федерации Валентин Завадников: “Коллективные действия всех ветвей власти подорвали веру и в обществе, и среди предпринимателей в то, что в нашей стране могут существовать четкие правила игры для бизнеса”. А эксперт компании ФБК Игорь Николаев называет среди причин недовольство граждан итогами приватизации: “Для многих россиян теперь предприниматели – это жулики”.

Но честным бизнес не кажется даже жителям стран с деловыми традициями. Американцы доверяют бизнесменам даже меньше, чем журналистам, и гораздо меньше, чем полицейским. Масштабный опрос Gallup, проведенный в 2002 г., показал, что честность и моральные стандарты полицейских высоко оценивают 61% граждан, преподавателей – 57%, а бизнесменов – лишь 16%. А социологи из Harris Interactive в этом же году предложили респондентам сравнить моральные и этические стандарты директоров корпораций, религиозных лидеров, журналистов, бухгалтеров, членов конгресса и биржевых брокеров. Оценку “отлично” бизнесменам поставили лишь 2% опрошенных (журналистам – 5%), “хорошо” – 19% (журналистам – 26%), “неплохо” – 33% (журналистам – 35%) и “плохо” – 39% (журналистам – 31%). Выше всего граждане ценят моральные качества религиозных лидеров, журналисты оказались на втором месте, бухгалтеры – на третьем, конгрессмены – на четвертом, главы корпораций – на пятом, а брокеры – на последнем.

По мнению экспертов, менять настроение людей должна власть. “Нужно вести себя порядочно по отношению к гражданам и думать не только о своих узкогрупповых интересах, но и про интересы общества”, – рекомендует Завадников. “С учетом того что переходный период слишком затянулся, реформы идут медленно, а дифференциация доходов у граждан продолжает расти, цифра в 20% не так уж и плоха”, – заключает Николаев.