РЖД завлекает нефтяников


Вице-президент РЖД Салман Бабаев вчера заявил, что, если нефтяные компании гарантируют поставку в Китай не менее 40 млн т нефти в год, железнодорожная монополия готова снизить тариф на ее перевозку до $28 за тонну. Сейчас тариф от пунктов налива Суховская и Зуй близ Ангарска составляет до пограничного перехода Наушки $39 и до Забайкальска – $56 за 1 т. А тариф “Транснефти” только на участке от Тайшета до Сковородино планируется на уровне $38,8 и, таким образом, возить нефть в Китай железнодорожным путем будет выгоднее, чем по проекту ВСТО.

Но аналитик Argus Media Александр Ершов сомневается в технической возможности транспортировать 40 млн т нефти в год: “Пропускная способность наливных пунктов Зуй и Суховская – всего 14 млн т в год, а с них надо отгружать нефть не только в Китай, но и на Комсомольский и Хабаровский НПЗ”. А пропускная способность пограничных переходов в Китай в 2006 г. составит всего 15–16 млн т и в ближайшей перспективе вряд ли может быть существенно увеличена. К тому же, заключает Ершов, сомнительно, что у нефтяников найдутся ресурсы в таком объеме, о котором говорит РЖД.

Таким образом, перспективы серьезного увеличения железнодорожных поставок в Китай туманны, но то же самое можно сказать и о ВСТО, что признают и чиновники. Вчера начальник отдела энергетической политики департамента ТЭК Минпромэнерго Владимир Саенко заявил, что существуют серьезные проблемы при формировании тарифной политики по этому нефтепроводу. По его словам, тариф на транспортировку нефти в западном направлении составляет $22–24 за 1 т, тогда как экспорт на восток комбинированным транспортом (по трубе и по железной дороге) может стоить до $100.

А менеджер российской нефтяной компании замечает, что экспортировать нефть в восточном направлении –не зависимо от вида транспорта –будет выгодно только тем компаниям, которые будут ее добывать в Восточной Сибири. “Пока же этого нет, предполагается, что на восток пойдет западносибирская нефть, – говорит собеседник “Ведомостей”. – Это значит, что поставщики должны будут снять ее с западного направления, теряя минимум $35–40 с 1 т”.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев уверен, что стоимость транспортировки в восточном и западном направлениях будет сопоставимой и нефтяники смогут выбирать. Он также считает, что транспортировка по железной дороге в любом случае будет обходиться дороже, чем по трубе.