Суб-Маринин


Режиссер Василий Чигинский выпускает уже второй фильм в этом году. Первыми были “Зеркальные войны. Отражение первое”, напоминавшие сюжет для программы “Служу Советскому Союзу” о превосходстве нашей летной техники, не имеющей “летающих аналогов”, как говорилось в фильме. “Первый после бога” вполне вписался бы в историческую рубрику той же передачи. Это был бы сюжет о трудной судьбе и подвиге советского моряка.

С названиями фильмов у Чигинского явно что-то не ладится. Его первая полнометражная картина о блокадном Ленинграде именовалась “Красный стрептоцид”. Что зеркального было в “Зеркальных войнах”, не очень ясно. И на этот раз не все гладко. Вроде бы первым после бога называют подводники своего командира (в фильме это четко не проговаривается). С другой стороны, может, это характеризует исключительные способности главного героя фильма. С третьей – таким он, наверное, кажется влюбленной в него подавальщице из офицерской столовой. С подавальщицы все и начинается.

В 1944 г. на базе советского флота, разместившейся в Финляндии, появились два человека: майор СМЕРШа Шарабидзе и юная блокадница Таня. Майор прибыл в часть, чтобы провести проверку на вшивость дворянского отпрыска – легендарного капитана-подводника Александра Маринина. Таня приехала, чтобы работать в офицерской столовой. Поначалу режиссер дает понять, что история легендарного командира будет рассказана именно ее словами. Однако в дальнейшем девушка со своими бессмысленными восторгами и слезами как-то неловко повисает между боевыми выходами в море, охотой смершевца на капитана Маринина и романтическими забавами последнего со шведкой, симпатичной хозяйкой отеля из ближайшего городка.

Понятно, что Чигинскому хотелось показать военно-патриотическое кино, которое не слишком давило бы на зрителя героическим пафосом. Поэтому капитану Маринину и позволено быть неразборчивым в связях, пьянствовать и дебоширить. Это должно делать героя живее и ближе к народу. А когда Родина позовет, он не колеблясь рискнет головой, чтобы потопить самый важный немецкий транспорт.

У Маринина есть очевидный прототип – знаменитый капитан, советский подводник номер один Александр Маринеско. Общего у персонажа и прототипа более чем достаточно. Маринеско происходил из семьи румынского дворянина. Был знаменит не только подвигами, но и весьма вольным поведением. У него, например, была шведская подруга, с которой он однажды провел несколько дней, отказываясь вернуться в часть по требованию командования (эпизод, повторенный в кино). Наконец, самое главное: история затопления Марининым гигантского лайнера “Атилла” и вспомогательного крейсера почти в точности воспроизводит атаку века, проведенную Маринеско против лайнера “Вильгельм Густлов” и крейсера “Генерал фон Штойбен”.

Странно после всего этого звучат фразы создателей фильма о том, что Маринеско лишь один из прототипов и зацикливаться на нем не стоит. При этом других прототипов никто не называет. Еще страннее начальный титр, предлагающий считать любое сходство с реальными событиями случайным. Казалось бы, должно быть наоборот. Кино, пусть не биографическое, вольно смешавшее факты и вымысел, стоило хотя бы посвятить Маринеско, который, безусловно, этого заслуживает.

Объяснить этот казус сложно. Возможно, режиссер хотел сделать фильм убедительным, но одновременно избежать скандальности и не подставиться под критику как со стороны поклонников Маринеско, так и со стороны его врагов. Ведь жизнь легендарного подводника, умершего в нищете и получившего звание Героя Советского Союза посмертно лишь в 1990 г., была куда сложнее, ярче и драматичнее, чем ее пресная киноверсия.