ВЕКТОР


Попытки всех претендентов могут оказаться напрасными. В октябре по требованию “дочки” “Роснефти” – “Юганскнефтегаза”, который пытается взыскать с “ЮКОСа” более $2 млрд, суд в Амстердаме запретил голландской Yukos Finance B.V. отчуждать акции Yukos International UK B.V. и ее “дочек”, крупнейшей из которых является Mazeikiu. Если голландский суд встанет на сторону “Юганска”, “Роснефть” может заполучить принадлежащие “ЮКОСу” 53,7% акций Mazeikiu за долги опальной компании.

Находчивый Дерипаска

Разношерстный состав претендентов на литовский концерн Mazeikiu nafta пополнился теперь еще и “Базэлом”. В отличие от ТНК-ВР, “ЛУКОЙЛа” и “Казмунайгаза”, пытающихся всеми способами завоевать симпатии “ЮКОСа” и литовских чиновников, “Базэл” избрал принципиально иную тактику. Председатель наблюдательного совета “Базэла” Олег Дерипаска решил не терять времени на разговоры с литовцами и “ЮКОСом”, а прямиком обратился в российский МИД, чтобы тот посодействовал его компании в покупке Mazeikiu. “Мы хотели довести до правительства Литвы наш интерес к этому активу”, – объяснили в пресс-службе “Базэла”. До этого пока не додумалась ни одна из российских компаний, желающих приобрести литовский актив. В МИДе высоко ценят такое доверие: там заявили, что поддерживают все легальные и прозрачные сделки российских компаний за рубежом.

Литовские чиновники недоумевают, почему Дерипаска не обсудил вопрос покупки Mazeikiu с ними. Нам сложно понять, где “Базэл” возьмет нефть для поставок на НПЗ, отмечает чиновник литовского правительства. Но если Дерипаска сможет договориться с российскими нефтяными компаниями о поставках нефти на Mazeikiu, у него есть шанс.

Автокредиты – не роскошь

Вчера Бинбанк объявил о выходе на рынок автокредитования. Он готов ссужать будущим автовладельцам под 10% годовых в рублях. До сих пор такие ставки были лишь у тех банков, что кредитуют покупку авто в валюте. А с берущих рублевые кредиты по схожим ставкам взимается, как правило, еще ежемесячная комиссия за обслуживание ссудного счета, ощутимо увеличивающая реальную стоимость кредита. Логика банкиров проста: кредиты гражданам они, как правило, выдают из тех средств, которые и привлекают от населения. А ведь такие депозиты самые дорогие. У того же Бинбанка они доходят до 11% годовых в рублях. Так что кредитовать автовладельцев там, похоже, решили за счет средств корпоративных клиентов. К тому же банк “Союз” продемонстрировал, что под автокредиты можно выпускать еврооблигации. Привлеченные таким образом средства с лихвой позволяют окупить предложенные “Бином” условия. А если так, то его примеру могут последовать другие банки, считающие автокредиты достаточно надежными, чтобы финансировать их дешевыми деньгами. Банкиры станут тогда меньше зарабатывать на столь популярном сейчас продукте. Зато он окажется посильным для большего числа заемщиков.

Моторы не нужны

Контрольный пакет объединения “Пермские моторы” достался Внешторгбанку в наследство от группы “Гута” вместе с одноименным банком, ставшим в 2004 г. жертвой банковского кризиса. Сделку по покупке акций ПМ ВТБ закрыл летом текущего года. Уже тогда на рынке предполагали, что актив, попавшийся банку по воле случая, вскоре вновь может сменить владельца. ВТБ не заставил себя долго ждать – вчера стало известно, что его дочерний банк – “ВТБ – Розничные услуги” – собирается продать “Пермские моторы” уже до середины следующего года. Имя покупателя не называется, что, впрочем, и неудивительно. Эксперты считают объединение проблемным активом и прогнозируют, что на его покупку вряд ли выстроится очередь. Лишь в последние годы “Пермские моторы”, считавшиеся в советские годы лучшим производителем авиадвигателей, начали оживать после кризиса, в котором объединение оказалось после отмены госзаказов.

Оптимальным вариантом для развития разрозненной на сегодняшний день двигателестроительной отрасли могло бы стать объединение “Пермских моторов” с НПО “Сатурн”. Такого мнения придерживается, в частности, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но гендиректор НПО Юрий Ласточкин говорит, что “Сатурн” готов взяться за “Пермские моторы”, только если ему за это доплатят.