Апокалиптические фантазии


На этом присутствие в программе Отомо не ограничивается. На фестивале будет показана мини-ретроспектива его ученика и последователя – Сатоси Кона. Как и его учитель Отомо, Кон склонен делать не легкомысленные мультфильмы про большеглазых мальчиков и девочек, а глубокое психологическое кино. Образцовым в этом смысле можно считать его “Актрису тысячелетия” (2001 г.) – биографию японской киноактрисы Фудзиваре Тиеко, оставившей кино, светскую жизнь и ставшей затворницей на 30 лет. Картина сделана как интервью актрисы. В рассказах Тиеко причудливо перемешиваются фантазии и реальное прошлое.

Если первые два фестиваля имели больше просветительское значение и позволяли несведущей публике войти в курс дела и получить самое общее представление о развитии аниме за последние 20 лет, то теперь и знающие люди, ориентированные на новинки, могут найти для себя несколько обязательных для просмотра работ.

Сказать, что каждый раз программа посвящена какой-то определенной теме, пожалуй, нельзя. Но перевес в ту или иную сторону чувствуется. Например, на этот раз более подробно представлен фантастический жанр с характерным для аниме уклоном в киберпанк.

Фильм, претендующий на статус хедлайнера фестиваля, – “Последняя фантазия VII: дети пришествия” (реж. Тецуя Номура, Такеши Нозуэ) – рассказывает об очередной битве на истерзанной экологическими катастрофами Земле. Свежая аниме-экранизация популярной компьютерной игры отличается феноменальной 3-D графикой (гораздо более впечатляющей, чем в корейской экранизации той же игры, шедшей в московском прокате несколько лет назад). Сюжет и идеология картины, впрочем, довольно ординарны, так что смотреть “Последнюю фантазию VII” можно не в первую очередь.

Гораздо любопытнее грандиозный проект одного из классиков аниме, режиссера и сценариста Кацухиро Отомо, “Стимбой”, на который было потрачено около $20 млн и почти 10 лет работы. Время и место действия – Англия конца XIX в. Сюжет – спасение Лондона от апокалиптической техногенной катастрофы. Для Отомо, автора легендарных “Акиры” и “Спригана”, истории о конце света самые любимые.

Собственно, о том же и серия из трех мрачных футуристических новелл “Воспоминания о будущем”, которая тоже имеет прямое отношение к Отомо. В 1995 г. он предложил двум режиссерам – Кодзи Моримото и Тенсаю Окамуре – сюжеты из своих старых рассказов, а сам взялся за экранизацию третьего.

В программе фестиваля еще два проекта Кона: мрачноватая рождественская сказка “Однажды в Токио” (2003 г.) о демонической беспризорнице и совсем уж тяжелая фантазия в духе Дэвида Линча “Агент паранойи” (2004 г.) про ученика начальной школы, который бродит по городу с бейсбольной битой и нападает на людей.

Представлены на фестивале и другие маститые режиссеры. У тех, кто еще не видел знаменитую трилогию “Полиция будущего” режиссера Мамору Осии (“Призрак в доспехах”, “Авалон”), есть шанс посмотреть на фестивале ее первые две части. Причем вторая, “Полиция будущего: восстание”, считается самой удачной. Странно, впрочем, что в программу поставили старые фильмы мастера, а не его последнюю, гораздо более интересную работу “Невинность”, продолжение “Призрака в доспехах”.

Внимания заслуживает еще одна классическая картина, драма о послевоенной Японии “Могила светлячков” (1988 г.) друга и соратника Хаяо Миядзаки – режиссера Исао Такахаты.

Из свежих фильмов прошлого года стоит сходить на чрезвычайно кровавый и эффектный фантастический ужастик “Эльфийская песнь” (реж. Мамору Канбэ) о людях-мутантах, избранных для уничтожения человечества. Любопытной может оказаться киберпанковская трактовка “Семи самураев”, поставленная Тосифуми Такидзавой. И, наконец, не стоит пропускать последний фильм создателя легендарного боевика о школьнице-убийце “Кайт” Ясуому Умецу – “Меццо: игра со смертью”.

Кроме фильмов, фестиваль интересен и как своеобразный аттракцион, позволяющий погрузиться в активно развивающуюся субкультуру московских фанатов аниме и манги. В программе запланированы выступления музыкальных групп, диджеев, выставка русской манги, а также шоу и фотосессии так называемых косплейеров – людей, считающих себя мультперсонажами.