“Атон” сохранил независимость


Президент и основной владелец “Атона” Евгений Юрьев заявил вчера “Ведомостям”, что переговоры с Goldman Sachs о продаже компании прекращены. “Стороны не сошлись по структуре сделки”, – сказал он, отказавшись комментировать детали переговоров и обсуждаемую цену. Впрочем, несколько источников, близких к переговорам, рассказали, что Goldman Sachs хотел купить 100% акций российского брокера и три раза повышал цену, под конец предложив более $200 млн. Однако владельцы “Атона” не захотели полностью расстаться с построенным бизнесом на растущем фондовом рынке и были готовы на первом этапе продать Goldman Sachs 49% или 51% акций компании (с опционом для контролирующего акционера), но на эти условия Goldman Sachs не согласился.

Goldman Sachs стал присматриваться к “Атону” в начале года, и в феврале “Атон” начал масштабную реорганизацию бизнеса. Гендиректор компании Александр Кандель объяснял тогда, что “Атон” решил сделать самостоятельными бизнесами работу с институциональными клиентами (управляющими компаниями, пенсионными фондами и корпорациями) и обслуживание частных лиц, в том числе через интернет-брокера “Атон-Лайн”. На рынке реструктуризацию считали частью предпродажной подготовки компании, хотя Кандель уверял, что это не связанные между собой процессы. Впрочем, именно тогда “Атон” провел с Goldman Sachs переговоры о сотрудничестве и предоставил инвестбанку свою финансовую отчетность.

По словам источников, близких к переговорам, Goldman Sachs опасался, что вторую часть “Атона” ему придется покупать намного дороже, чем первую. Ярким примером для американцев был Deutsche Bank, который в 2003 г. купил 40% Объединенной финансовой группы (ОФГ), оценив ее в $200 млн. А в этом году Deutsche Bank решил выкупить и остальные 60% ОФГ, которая теперь стоит в три с половиной раза дороже – $700 млн. Ведь активы группы с 2003 г. выросли со $430,8 млн до $1 млрд, акционерный капитал – с $67,5 млн до $200 млн, а оборот увеличился вдвое – до $50 млрд. При этом в росте бизнеса ОФГ есть заслуга и Deutsche Bank.

Получить комментарии в Goldman Sachs вчера не удалось. В банке лишь отметили, что всегда были заинтересованы в развитии бизнеса в России.

Президент Brunswick UBS Марлен Манасов считает, что инвестиционный банк в России лучше создавать собственными силами: “Клиенты – дело наживное, они идут туда, куда им выгодно. Готовую компанию покупать для их привлечения необязательно. Дешевле купить специалистов”. По такому пути пошел Morgan Stanley, который в этом году зарегистрировал в России “дочку”, получил лицензию на банковскую деятельность у Центробанка и лицензии на операции на фондовом рынке у ФСФР. Без учета оплаты уставного капитала открытие “дочки” обошлось банку чуть больше чем в $20 млн. Основные затраты пришлись на технологии – на каждое рабочее место трейдера банк потратил примерно $200 000, а на уставный капитал ООО “Морган Стэнли Банк” – 1,3 млрд руб. ($45,7 млн).

Управляющий директор “Ренессанс Капитала” Александр Перцовский считает, что универсального рецепта покорения российского рынка нет: “Для одного банка важна скорость, для другого – цена”. “Наверное, владельцы “Атона” поступили правильно, – рассуждает председатель совета директоров “Тройки Диалог” Рубен Варданян. – На растущем российском рынке действительно не так много привлекательных инвесткомпаний”. Он также отмечает, что каждый иностранный банк выбирает свою собственную стратегию покорения российского рынка.