Клубная альтернатива


И те и другие гастроли организовала компания GreenWave Music, не раз выступавшая в качестве первооткрывателя прежде неслыханных в России имен и созвучий. На сей раз к нам привезли исполнителей знакомых, но в новых организационно-творческих формах.

В одном случае сравнительно недавно образованный конгломерат двух выразительных дуэтов – скандинавского Kluster и американского TU – выдал могучий образец и впрямь новаторского звучания, в котором десятиструнный чудо-инструмент супергитариста Трея Ганна (экс-King Crimson) благородно и по достоинству уступил место “первой скрипки” главному аккордеону современности в руках неистового финна Киммо Похьонена.

В другом – конечный художественный результат был заранее более предсказуем, но от этого не менее впечатляющ. Серб Борис Ковач сумел в рамках одного из своих многочисленных проектов добиться еще большей пронзительности и мудрой философичности тех “танцев балканского апокалипсиса”, что снискали ему мировую славу.

KTU и La Campanella играют музыку, не сходную решительно ни в чем. Финско-американский коллектив – явственно нордического характера. Несмотря на кажущуюся импровизационность, эта музыка выстроена очень жестко: KTU производит завораживающие футуристические ритмы, родственные прамиру шаманских камланий, к которым отсылает вокальная манера Киммо Похьонена. Разгильдяйский свадебно-похоронный оркестр La Campanella во главе с его обвешанным саксофонами лидером, напротив, делает шоу с фирменной балканской безуминкой, похожее одновременно на священнодейство и последний парад-алле клоунов погоревшего цирка.

Роднило две праздничные гастроли лишь одно – отчетливое ощущение, что только такие концерты и могут сегодня по-настоящему объединять людей, а нынешний гастрольный сезон будет складываться не в тысячных залах или на стадионах, а в небольших клубах, где замечательно удается создать, как это раньше называли, “атмосферу электрическую”.