Моя прекрасная бизнес-леди


Петер Баккер, гендиректор нидерландской логистической компании TNT, не скрывает своего удовлетворения от прихода в правление Мари-Кристин Ломбар. “Мари-Кристин работает в правлении уже год, и все личные амбиции [его членов] улетучились, – написал в служебной записке Баккер, который сам и ввел Ломбар в правление. – Заседания проходят в гораздо более продуктивной и приятной атмосфере”. В этом году француженка Ломбар, управляющий директор подразделения экспресс-доставки TNT Express, вошла в список 25 самых успешных бизнес-леди Европы, который второй год составляет газета Financial Times. Первое место в нем заняла представитель именитой банковской династии Испании Ана Патрисия Ботин, возглавляющая банк Banesto, который входит в крупнейшую финансовую группу страны Banco Santander Central Hispano. В рейтинге она сменила бывшего президента Nokia Networks Сари Балдауф, которая ушла из бизнеса по личным причинам.

Второй раз список из 50 женщин, входящих в мировую корпоративную элиту, составила и The Wall Street Journal (см. стр. В3–В4). Главной бизнес-леди названа Маргарет Уитман, президент и гендиректор eBay, которая превратила интернет-аукцион в компанию электронной коммерции мирового уровня. Занять первое место ей “помогла” Карли Фьорина, № 1 прошлогоднего списка, которая в феврале оставила пост гендиректора Hewlett-Packard. Главной среди деловых женщин, которые в будущем могут занять высший пост, стала Сьюзан Арнолд, заместитель председателя совета директоров Procter & Gamble и руководитель подразделения товаров для красоты. WSJ также составила списки женщин, занимающих посты в государственных ведомствах и регулирующих организациях, которые в силу своего положения оказывают значительное влияние на деловой климат.

Женщины, попавшие в списки WSJ и FT, опровергают расхожее мнение о том, что их способности руководить компаниями и большими группами людей хуже, чем у мужчин. По данным опроса Catalyst, мужчины, например, считают, что они лучше решают проблемы, чем женщины (см. стр. В4). Однако женщины нередко отлично справляются с трудными и рискованными задачами, например выводят из кризиса убыточные подразделения, возиться с которыми не хотят их коллеги сильного пола.

Критерии оценки

WSJ попросила своих корреспондентов и редакторов бюро по всему миру отобрать женщин, которые добились наибольшего успеха в бизнесе и которые будут определять его развитие в ближайшем будущем. Набралось несколько сотен кандидатов практически из всех секторов экономики; здесь и руководители компаний, и те, кто стоят на предпоследней ступени корпоративной лестницы, а также политики и известные бизнес-леди, которые временно не занимают значимых постов, но могут вновь выйти на первый план. Затем несколько десятков ведущих корреспондентов и редакторов WSJ путем консультаций и голосований отобрали 50. Во внимание принимались различные факторы, включая недавние достижения и степень влияния в бизнесе, а также способность бизнес-леди определять пути развития отраслей экономики.

Европейское издание WSJ дополнило глобальный рейтинг списком из 10 бизнес-леди, играющих заметную роль в деловой среде Европы. В их числе оказалась Гульжан Молдажанова, которая с начала этого года занимает пост генерального директора “Базового элемента”. В список попала и Юлия Тимошенко, которая оказала значительное влияние не только на политическую, но и на экономическую ситуацию на Украине.

В рейтинг Financial Times включены 25 бизнес-леди, живущих и работающих в Европе (при этом они могут быть гражданами других стран). Кандидаты выбирались из представителей 25 стран – членов Евросоюза, стран – официальных кандидатов на вступление в ЕС, России, Швейцарии, Норвегии, Исландии. Оценка их достижений проводилась на основании двух наборов показателей. Наибольший вес придавался первому, совмещающему такие критерии, как должность женщины, размер компании или подразделения, которое она возглавляет, и сложность структуры компании и бизнеса. Женщины, работающие в компаниях, оказывающих консультационные услуги в широком смысле слова (банки, юридические, аудиторские фирмы), оценивались на основании своей должности и статуса их компании. Дополнительные очки получали женщины в ранге гендиректора или аналогичном ему в крупных и известных компаниях. Во втором наборе учитывались более субъективные критерии: влияние каждого кандидата, успехи, которых женщины добились, преодолевая препятствия на пути к вершине, их вклад в общественную жизнь и значимость как образца для других женщин.

Отбор и рейтингование проводили пять членов жюри: Элизабет Бэррет, партнер международной юридической фирмы Slaughter and May; Вагн Серенсен, гендиректор авиакомпании Austrian Airlines; Марджори Скардино, генеральный директор Pearson; Лора д’Андрэ Тайсон, декан Лондонской бизнес-школы; Джон Грамбар, гендиректор хедхантинговой компании Egon Zehnder.

Бизнес ориентируется на женщин

Все больше женщин добивается значительных успехов в бизнесе. Но нельзя не заметить, что большинство выдающихся бизнес-леди работает в достаточно ограниченном числе секторов: это потребительские товары, финансовые услуги, розничная торговля, издательский и медиабизнес. Объясняется это достаточно просто: женщины составляют значительную часть клиентов компаний этих секторов. “Чем больше женщин среди клиентов, тем больше внимания компания начинает уделять тому, сколько в ней работает женщин-менеджеров”, которые способны донести продукцию до этих клиентов, объясняет Айлин Лэнг, президент нью-йоркской исследовательской фирмы Catalyst. Глобальное подразделение товаров для красоты Procter & Gamble, которым руководит Арнолд, приносит около трети доходов компании. Ее босс, гендиректор Алан Лэфли, уверен, что секрет успеха P&G заключается в умении понять привычки и вкусы женщин, составляющих большинство клиентов компании.

Изуми Кобаяси (Merrill Lynch Japan Securities), Мэрион Сэндлер (Golden West Financial), Зоуи Круз (Morgan Stanley) и Джойс Чан (J.P. Morgan Chase) сделали успешную карьеру в том числе благодаря тому, что банки стали продвигать женщин на руководящие посты еще в 80-е гг. “Тогда гендиректора банков смотрели на своих подчиненных, сплошь белых мужчин, и понимали, что состав руководства не отражает состава клиентской базы; поэтому они стали продвигать женщин и представителей меньшинств”, – говорит Пэт Кук, директор фирмы по найму руководящего персонала Cook, которая в 1981 г. стала первой женщиной – старшим вице-президентом в американском Chemical Bank. А японское подразделение инвестбанка Goldman Sachs недавно даже составило список из 115 японских компаний, бизнес которых может выиграть от ориентации на клиентов-женщин, чей платежеспособный спрос растет, а меняющийся стиль жизни заставляет обращать внимание на новые товары и услуги (см. стр. В5). (Использованы материалы FT, WSJ.)