На Heineken пожаловались в ФАС


Как рассказал “Ведомостям” начальник отдела антимонопольного контроля нижегородского УФАС Игорь Девятайкин, служба возбудила дела в отношении дочерней компании Heineken – ООО “Хейнекен коммерческий сервис” (ХКС), а также в отношении трех местных оптовиков – ТД “Медведь”, ТД “Русич” и ООО “Живое пиво”. Ведомство усмотрело в действиях компаний признаки нарушения ст. 6 закона о конкуренции – соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Heineken приобрела нижегородский пивзавод “Волга” летом прошлого года и сразу же начала менять систему дистрибуции. “Дочка” Heineken почти вдвое сократила количество дистрибуторов завода – до 10, закрепив за каждым определенный район города и области.

Новый порядок дистрибуции пивзавода вызвал негодование у нижегородских владельцев магазинов. “Мы получили несколько жалоб от предпринимателей, недовольных ограничением выбора поставщиков пива”, – говорит Девятайкин. Они жалуются, что дистрибуторы Heineken, владеющие собственными розничными точками в городе, предоставляют своим магазинам более выгодные условия поставок пива, нежели другим предприятиям торговли.

Частный предприниматель из Нижегородской области Ирина Аксеньева говорит, что ей раньше было удобнее работать с несколькими конкурирующими поставщиками “Волги”. “Теперь у нас нет выбора, мы вынуждены покупать продукцию “Волги” только у одного торгового дома, за которым закреплен наш район”, – заключает Аксеньева. Директор Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов также говорит, что ему жаловались торговцы, вынужденные брать продукцию Heineken только у одного поставщика.

В российском представительстве Heineken и на самом пивзаводе действия ФАС оставили без комментариев. Но дистрибуторы, заключившие договоры с Heineken, удивляются претензиям антимонопольных органов. “Это нормальная практика – сконцентрировать свои силы только на продвижении товара, а не вести переговоры с розничными точками о цене”, – рассуждает президент ТД “Медведь” Андрей Горбатов. О преимуществах такой системы говорит и гендиректор ТД “Русич” Александр Егоров. Если раньше в Нижегородской области работали три дистрибутора Heineken и около 20 – пивзавода “Волга”, то теперь их около 10, добавляет Горбатов.

Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко также считает, что делить рынок между дилерами – это нормальная практика производителей. “До сих пор антимонопольные органы не находили в этом нарушений”, – уточняет аналитик.