Почему они уходят


Резюме американки Кейт Груссинг открывает любые двери. Она окончила колледж Wellesley, один из семи самых престижных женских колледжей США, получила степень MBA в Tuck School of Business и работала в инвестбанке Morgan Stanley, консалтинговой компании McKinsey и в инвестбанке J.P. Morgan в Лондоне, где доросла до директора по операционной деятельности европейского фондового подразделения. Ей нравилось преодолевать трудности и хотелось решать новые задачи. Но когда младшему из четверых ее детей пришло время идти в школу, ей захотелось взять под контроль свою личную жизнь. “[Работа в инвестбанке] – это образ жизни, – говорит Груссинг. – Даже если мне удавалось самой отводить детей в школу только один день в неделю, я все равно чувствовала себя виноватой перед коллегами. Я знала, что многие из них сидят на работе с 6.30 утра, а я в этот день старалась незаметно прокрасться в офис после девяти часов. Я работала до девяти часов вечера и все равно чувствовала себя ужасно”.

Летом 2004 г. Груссинг ушла из банка.

Многие талантливые женщины, добившись успехов к 40 годам, неожиданно покидают компании. Работодатели не до конца понимают весь комплекс причин, по которым женщины уходят с работы. Исследование, проведенное в США, результаты которого были опубликованы в марте в журнале Harvard Business Review, показало, что женщины бросают успешную карьеру скорее из-за чувства неудовлетворенности, чем из-за семейных обязанностей. Их не устраивает организационная политика, им не хватает общения, они чувствуют, что оказываются в изоляции на вершине власти.

Семья была только одной частью уравнения, которое нужно было решить Груссинг. J.P. Morgan предстояло очередное слияние, на этот раз с Bank One. В 2000 г. она пережила подобное объединение с банком Chase Manhattan и не хотела повторять поучительный, но болезненный опыт, который стоил работы многим ее друзьям и наставникам. Ожидая детей у ворот школы, Груссинг часто разговаривала с другими матерями и обнаружила среди них ушедших с работы специалистов по налоговому праву, банкиров и бухгалтеров. “Они спрашивали меня: вы собираетесь возвращаться на работу? Я отвечала, что да, собираюсь, но пока не знаю, чем займусь дальше. Практически все говорили: если найдете хорошего рекрутера или консультанта, дайте знать; я бы с удовольствием занялась какой-нибудь интересной работой с более гибким графиком, но не знаю, к кому обратиться”, – рассказывает Груссинг.

Так у нее родилась идея нового бизнеса – полурекрутинговой-полуконсалтинговой компании, которая помогала бы найти друг друга специалистам, желающим работать по гибкому графику, и компаниям, нуждающимся в их услугах на короткий срок. Груссинг объединила усилия с предпринимательницей Ширли Соскин, которая создала с нуля успешное PR-агентство Clarion Communications, продала его и теперь воспитывала двоих дочерей. В январе Соскин и Груссинг основали компанию Sapphire Partners.

Список их клиентов пока невелик, но заслуживает уважения. Среди них J.P. Morgan, Lehman Brothers и Cisco Systems. В их “копилке талантов” 175 человек, среди которых есть как женщины, стремящиеся продолжить карьеру после перерыва, так и действующие руководители, которые хотели бы перейти на работу с более гибким графиком. Это опытные специалисты, но многие из них давно не обновляли свои резюме, и им нужна помощь в том, чтобы найти себе более удобную работу и преподнести себя будущему работодателю.

Например, 42-летняя Луиза Терри пять лет назад оставила работу с шестизначной зарплатой в Coca-Cola. Совмещение работы директора по коммуникациям в британском подразделении Coca-Cola с воспитанием трех маленьких детей стало для нее проблемой, сложность которой были не способны оценить ее коллеги-мужчины. Однажды утром у нее и ее мужа, венчурного финансиста Барнаби, на одно и то же время были назначены важные встречи, и некому было разбудить и собрать детей. Дело закончилось слезами и чувством вины из-за того, что она подвела коллег. “Мы пришли к выводу, что не можем оба нестись на полной скорости, это плохо сказывалось на нашем браке и семье, – говорит она. – Мы решили, что продолжит карьеру тот, кто зарабатывает больше”. Терри устроилась в благотворительную организацию Save the Children UK; на новой работе она чувствует себя намного более свободной, а в июле заняла должность заместителя председателя. Она также работает на нескольких временных должностях и скоро будет заменять женщину – директора по коммуникациям британского подразделения L’Oreal, которая уходит в декрет. Остались бы Груссинг или Терри на старой работе, если бы у них появилась возможность более свободно распоряжаться рабочим временем? Вряд ли. Во многих крупных компаниях гибкий график часто ассоциируется с застоем в карьере или понижением в должности. “В Coca-Cola мне предлагали разные варианты, говорили: мы не хотим терять вас, найдем вам другую должность, чем бы вы хотели заняться? Но если вы поработали на высшем уровне в такой компании, как Coca-Cola, вы почувствуете, что остались не у дел, если перейдете на какую-нибудь периферийную должность”, – говорит Терри. Груссинг согласна с ней: “Я не хочу быть только матерью. Я привыкла относиться к своим коллегам-мужчинам как к равным”.

Создание собственной компании Sapphire Partners стало прекрасным выходом из ситуации для Груссинг и Соскин и их клиентов. Но самое интересное, что каждый пятый из этих клиентов – мужчина: например, инвестиционный банкир слегка за 40, который хочет работать так, чтобы иметь возможность проводить время с семьей и жить в загородном доме. Может быть, компаниям, где правят мужчины, придется менять корпоративную культуру, если не только женщины, но и мужчины проголосуют против нее ногами. (FT, 15.10.2005, Ирина Окунькова)