Танкеры не вернутся в “Новошип”


“Новошип” выкупил собственные акции у банка “Акрополь” в апреле, получив указание от основного акционера – государства. После сделки государство получало квалифицированное большинство в “Новошипе”, что облегчало его объединение с “Совкомфлотом”, объясняли тогда “Ведомостям” чиновники Минэкономразвития и Минтранса. Акции покупала 100%-ная “дочка” “Новошипа” – либерийская Intrigue Shipping, контролирующая почти все его суда (90% дедвейта). А аффилированная с “Акрополем” структура – NCL Shipping получила в обмен на бумаги $12 млн наличными и два танкера дедвейтом 150 000 т каждый. Общая сумма сделки составила $158 млн.

В начале мая сделку раскритиковало Росимущество, заявив, что пакет был “переоценен в разы”. А оплату акций двумя танкерами чиновники расценили как вывод активов, рассказывали два близких к “Новошипу” источника. Поэтому 6 сентября совет директоров “Новошипа” решил провести зеркальную сделку с “Акрополем” – вернуть танкеры в обмен на акции.

А сейчас государство в очередной раз передумало. Соглашение о зеркальной сделке “Новошип” и “Акрополь” подписали еще 12 октября, рассказывает близкий к пароходству источник. Подписывал прежний президент “Новошипа” – Тагир Измайлов. А сегодня ее должен одобрить совет директоров пароходства. Но решение будет отрицательное, утверждает собеседник “Ведомостей”. Это подтверждает и чиновник Росимущества: “Соглашение совершенно не гарантировало того, что “Новошип” вернет свои суда. В нем лишь указывалось, что он продаст купленный у “Акрополя” пакет, а вырученные деньги затем направит на выкуп танкеров”. “В общем, сделка пока отменяется, а вопрос о выкупе судов пока считается нецелесообразным”, – заключает близкий к совету источник.

Шум вокруг вывода активов нужен был только для отставки Измайлова, уверен топ-менеджер одного из пароходств. Измайлов по решению акционеров ушел из “Новошипа” 14 октября. А его место занял бывший топ-менеджер “Совкомфлота” Сергей Терехин, возглавлявший кипрскую “дочку” пароходства – Unicom Management. “Теперь, когда Измайлова больше нет, обратная сделка и не нужна”, – заключает транспортник.

Измайлов с Терехиным вчера от комментариев отказались. Измайлов сказал, что все эти сделки – “уже” не его вопрос, Терехин – что “еще” не его вопрос. Воздержались от комментариев и в “Акрополе”.

Все метания чиновников – свидетельство того, что государство так и не определилось, что делать с “Новошипом”: развивать самостоятельно или объединять с “Совкомфлотом”, считает аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов. “Кроме борьбы двух лагерей за и против слияния пароходств здесь еще и борьба за влияние между чиновниками – как, например, в сделке со слиянием “Газпрома” и “Роснефти”, – согласен топ-менеджер одного из российских пароходств.