В поисках смысла


В международном разделении культурных обязанностей за русскими остается поиск смыслов, в том числе и муки поиска смысла жизни. Такова традиция, оставленная нам великим русским искусством прошлых веков, и игнорировать ее силу не продуктивно, зато хорошо на этой традиции спекулировать. К русским художникам можно подтянуть и восточноевропейских, тоже переживших в последние десятилетия такое, что западным людям и не снилось, – исчезновение с карты мира стран, где они родились, смену идеологий и образа жизни, утрату смысла жизни в сопротивлении ненавистному режиму. Болезненные перемены – драгоценный опыт страдания и осмысления – хорошо переплавляются в искусство.

Эту выставку придумал Ядран Адамович, по рождению югослав, ныне нью-йоркский житель. Он говорит, что хотел открыть западному миру русских художников-концептуалистов и близких им по духу художников бывших соцстран в качестве интеллектуалов, страдальцев и обладателей живой и ранимой души, для которых искусство больше, чем продукт для досужего потребления, оно – область творения смыслов и игры с ними. Художников, правда, он выбрал давно известных и в основном рожденных в СССР, для удобства передвижения выставки по миру собрал у них только “работы на бумаге”, т. е. малоформатную и хорошо пакуемую графику. А для придачи своей кураторской затее значительности подготовил монументальный каталог с подробными биографиями художников и большими интервью с ними.

Честно сказать, ничего особенно замечательного Адамович не сделал – Илью Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и Олега Кулика выставляют все время и во всем мире, к тому же в более интересных и сложных по заложенному смыслу проектах (“Москва – Берлин. 1950–2000”, например), дополненных фундаментальными каталогами с умными беседами. Так что не стоит брать во внимание амбиции Адамовича.

Лучше отнестись к выставке как к обычному показу работ традиционного малого жанра, и в этом смысле она не только замечательна сама по себе, но и в залах графики Третьяковки выглядит символично. “Демонстрирует поступательный ход развития русского искусства”, как справедливо заметила замдиректора музея Лидия Иовлева. Эта выставка актуальных художников, уже ставших классиками, сменила в залах экспозицию графики Врубеля и Борисова-Мусатова и, как предшественница, показывает не только рисунки, но и способ художнического мышления. “На бумаге хорошо видно, как думает художник”, – сказал на пресс-конференции Эрик Булатов.

Многие из выставленных графических работ – это эскизы или документация к большим вещам. Оттого, возможно, русские участники выигрывают у восточноевропейских, их большие работы сохранены в памяти. Маленькие “Фрагменты” Олега Кулика заставляют вспомнить гигантский вариант того же сюжета, а рисунок Александра Косолапова с Минни- и Микки-Маусом в позе мухинских рабочего с колхозницей – его знаменитую скульптуру с теми же героями. А больших проектов Ивана Кафки или Яноша Шугара мы не видели, так что впечатление от их графики скромное.

Все художники умело производят смыслы и легко играют в них, оправдывая название выставки и следуя русской традиции смелого интеллектуального поиска, но место проведения дает детищу куратора Адамовича дополнительное значение. Пока в исторических стенах Третьяковки не показывали инсталляций Ильи Кабакова, зато его рисунок “Как встретить ангела” с изображением инсталляции уже здесь. И персональных выставок Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и Ивана Чуйкова в Лаврушинском переулке не было (только в здании на Крымском Валу), зато их графика находится сегодня, пусть временно, в одном пространстве с главными картинами русского искусства.

“Смысл жизни художника в его работе, в том6 как он выстраивает себя и свою работу. Работа и есть поиск смысла и поиск себя”, – Эрик Булатов произносит эти слова тяжело и нехотя в ответ на настойчивые журналистские вопросы. Как и большинство участников выставки, он долго был неофициальным и малопонятным советским художником, потом уехал жить в другую страну, получил признание, теперь вот выставляется в Третьяковке следом за Врубелем. Получается, есть смысл в искусстве.