ОАК создадут через год


Вчера Минпромэнерго объявило, что направило в правительство доработанный пакет документов для формирования ОАК – проект указа президента, постановления правительства и пояснительную записку. Все они опубликованы на сайте министерства. Концепция предполагает, что крупнейшие отечественные частные и государственные авиастроительные фирмы до конца 2006 г. будут объединены в единую компанию, где государство получит пакет не ниже контрольного. Для управления проектом в начале года было создано некоммерческое партнерство “Объединенный авиастроительный консорциум”, которое возглавил совладелец “Иркута” Валерий Безверхний. Его первая задача – оценить активы объединяемых компаний и определить, какие избыточные мощности следует закрыть.

Но оперативно запустить слияние чиновникам не удалось. Проект президентского указа о создании ОАК по поручению Владимира Путина и премьера Михаила Фрадкова был представлен чиновниками еще в апреле. Но Кремль вернул документ на доработку.

Источник “Ведомостей”, знакомый с ситуацией, утверждает, что основным проблемным моментом в прошлой версии проекта “была степень государственного контроля на различных этапах создания ОАК”. Первоначальная формулировка предполагала госучастие в проекте в пределах 50% плюс 1 акция и выше. “Но затем было принято решение поднять эту планку до 75% плюс 1 акция”, – поясняет собеседник “Ведомостей”. По его словам, это связано с готовящимся акционированием “МиГ” и КАПО: к моменту внесения этих активов в состав ОАК государство хочет иметь в компании более 50% акций, для того чтобы частные акционеры не смогли заблокировать допэмиссию. Потом государство может рассмотреть возможность уменьшения своей доли, говорил глава Роспрома Борис Алешин.

По словам источника, знакомого с подготовкой нового документа, после того как вопрос о размере госпакета благополучно разрешился, проблем с его принятием быть не должно. “Нынешняя версия проекта предварительно согласована всеми профильными ведомствами, а все замечания устранялись при участии администрации президента. Так что есть все шансы, что документ будет подписан до конца года”, – говорит он. О том, что согласование переработанного проекта не должно занять много времени, говорит и гендиректор “Ильюшин” Виктор Ливанов.

Эксперты уверены, что, если президентский указ не будет подписан в ближайшее время, создание самой ОАК в запланированные сроки будет под вопросом. Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий не исключает, что, если чиновники будут тянуть и дальше, решение вопроса может и вовсе отложиться на период после 2008 г.

Представители авиапрома, чье участие подразумевается в ОАК, прогнозировать судьбу нового проекта не берутся. В “Иркуте” от комментариев отказались. Представитель “Сухого” лишь выразил надежду на то, что процесс консолидации отрасли будет успешно завершен в намеченные сроки. Но Макиенко опасается, что, даже если проект будет согласован, участие частных компаний в ОАК на предлагаемых государством условиях ставится под вопрос. Этого же мнения придерживаются сразу два источника “Ведомостей” в авиационных кругах. “С течением времени частники проявляют к проекту все меньше интереса. С учетом того что государство собирается забрать себе 75%, а также привлечь в проект иностранных инвесторов во главе с Boeing, EADS и Alenia, российским компаниям может не достаться даже блокпакета”, – говорит один из них.