Прощание с нулем


Вчера монополист дальней связи “Ростелеком” сообщил о грядущей смене трехзначных междугородных телефонных кодов в Москве, а также Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях. Сейчас междугородные коды этих регионов начинаются с 0, а с 1 декабря первую цифру кода сменят на 4 – например, в Москве вместо кода 095 будет использоваться 495. Впрочем, старые коды будут работать параллельно с новыми до конца января 2006 г. Правила набора для внутризоновых звонков не меняются.

Префиксы сменят более 4,2 млн номеров МГТС, почти 6,4 млн номеров “Центртелекома” и около 180 000 номеров “Электросвязи Калининградской области” (входит в “Северо-Западный Телеком”), а также абоненты всех альтернативных операторов, работающих в этих регионах.

Помимо смены кодов Мининформсвязи собирается организовать единую экстренную оперативную службу “112” взамен нынешним “01”, “02” и “03”. Все это позволит уже к 2008 г. перейти к использованию 0 вместо всем привычной 8 для междугородных звонков. По словам руководителя пресс-службы министерства Александра Паршукова, все это приведет работу российских связистов в соответствие с международной практикой – ведь именно 0 во всем мире используется для межгорода, а 112 – для экстренных звонков.

В “Связьинвесте” в сентябре стоимость перехода на международную систему нумерации оценили в $300 млн. Тогда директор департамента госполитики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи Виталий Слизень подтвердил “Ведомостям”, что основные затраты будут связаны с созданием новой экстренной службы, а замена цифр на коммутаторах обойдется всего в несколько тысяч рублей. А вчера в “Ростелекоме” “Ведомостям” рассказали, что смена междугородных кодов в Центральной России потребовала лишь замены одной цифры в биллинговой системе и в телефонных станциях и т. д. Представитель отдела по связям с общественностью “Ростелекома” заявил, что оператор не собирается проводить специальную разъяснительную кампанию по нововведениям в нумерации. “Мы обязаны по закону проинформировать абонентов и уже напечатали объявление в “Российской газете” и на сайте”, – говорит он.

В МГТС с 1 сентября пользователям о грядущих изменениях рассказывают автоинформаторы, говорит начальник управления по информации и связям с общественностью оператора Екатерина Хаустова. “Мы обслуживаем лишь городские звонки, а весь межгород уходит в “Ростелеком”, – заявила она, – мы на себя одеяло не тянем и считаем неправильным рассылать рекламную информацию пользователям от своего лица”.

“Мы делаем все, чтобы наши пользователи не пострадали, – рассказывает коммерческий директор “Центртелекома” Сергей Приданцев, – вывесили информацию на сайте, запустили автоинформаторы и печатаем информацию о смене кодов на счетах абонентов”.

“Это не инициатива одного какого-то оператора связи, поэтому делать отдельные рекламные блоки не имеет смысла, – соглашается руководитель пресс-службы “Комстара” Юлия Ясиновская, – но в модули “Комстара” будет внесена строка об изменении префикса”. По ее словам, “Комстар” также оповещает в автоматическом режиме пользователей о смене междугородных кодов в регионах Центральной России.

Переход на другой междугородный код потребует от пользователей по-новому набирать номера или, например, сменить номера в автоматической телефонной книге своих телефонов. Но переход на новые коды для пользователей не сулит проблем, если людям объяснить новые правила набора номера, считает управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев. “Иначе смена номеров вызовет раздражение, когда люди не смогут дозвониться”, – предупреждает он.

Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин считает, что пользователям можно эффективно донести информацию и без какой-либо рекламной кампании лишь с помощью автоинформаторов. “Все зависит от того, насколько правильно оценил “Ростелеком” поток междугородных звонков и насколько мощную систему для их обслуживания он установил”, – говорит он.