Северный Кавказ: Выходы из тупика


Недавние события в Нальчике позволяют наконец понять: банальная мысль о том, что кризис на Северном Кавказе можно разрешить такими же методами, как и в любых других бедных регионах, – привлечением инвестиций, созданием рабочих мест, улучшением качества образовательных и медицинских услуг, – не срабатывает.

Государственные вложения исчезают без следа, а частного инвестора никакими пряниками в этот фактически фронтовой район не заманишь.

Другие ценности

Экономика чеченских, ингушских, кабардинских и других национальных домохозяйств принципиально отличается от того, как ведется хозяйство в России. Высокая официальная безработица компенсируется массированными денежными трансфертами от членов семьи (клана), ведущих успешный бизнес в Москве, Санкт-Петербурге, по всей России. В местных сообществах бедной считается семья, у которой нет собственного автомобиля и жилого дома, обставленного новой мебелью и другими предметами показного достатка, или нет, к примеру, достаточных ресурсов для пышных свадеб и поминок.

Товарно-денежные отношения считаются вполне естественными в образовании и здравоохранении: покупается и продается все – листок временной нетрудоспособности, практически каждое посещение врача, диплом любого уровня образования (вплоть до докторской степени).

Об особенностях отправления власти в республиках Северного Кавказа достаточно ясно сказал Дмитрий Козак в своем теперь уже знаменитом докладе президенту.

Все это ни в коем случае не попытка назвать образ жизни северокавказских народов порочным. Просто он другой. Там господствуют иные ценности, все более усиливается исламский фактор. И было бы грубейшей ошибкой соваться в эту самобытную цивилизацию с общероссийскими представлениями о том, что и как делать.

С другой стороны, Северный Кавказ был и является неотъемлемой частью Российской Федерации. Поэтому мы все обречены на поиск взаимоприемлемых решений. Пора прекратить эскалацию насилия, инициируемую обеими сторонами – и федеральными органами, и сепаратистским подпольем. Для этого нужно приступить к реализации ряда конкретных социально-экономических программ. Упомяну лишь о некоторых из них.

Четыре предложения

Первое. Обучение молодежи титульных наций за пределами северокавказских республик. Сейчас подавляющее большинство тех, кто хочет получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование, пытается получить его по месту жительства. Но ни для кого не является секретом, что качество образования в местных учебных заведениях в подавляющем большинстве случаев ниже всякой критики. Зачастую все сводится к покупке диплома. Естественно, что найти работу по специальности после такого “обучения” практически невозможно. Кроме того, северокавказские народы теряют возможность формирования собственной интеллектуальной и светской элиты, место которой тут же замещают всякого рода экстремисты. Нужно не пожалеть бюджетных средств для того, чтобы предоставить всем желающим из числа северокавказской молодежи учиться в лучших российских ПТУ, техникумах и вузах, вплоть до выделения для них специальных квот.

Но и этого недостаточно для успеха. С этой молодежью в течение всего времени обучения нужно вести в хорошем смысле этого слова воспитательную работу – знакомить с лучшими образцами российской культуры, организовывать интенсивное общение со студентами других национальностей, защищать от возможных ксенофобских выпадов. Думаю, что было бы неплохо не бросать выпускников на произвол судьбы, а подыскивать им рабочие места по специальности по всей России. Если эта программа будет успешно реализована, то домой эта молодежь вернется без всякого желания брать в руки оружие.

Второе. Предоставление жителям региона рабочих мест за пределами северокавказских республик. В советское время мужчины из Чечено-Ингушетии, Дагестана и других национальных республик разъезжались по всей стране и строили дома, школы, клубы и коровники. Этим занимались, в частности, Гелаев и Басаев. Это устраивало всех – приезжие зарабатывали деньги, у местных появлялись вполне ощутимые и столь нужные объекты. Думаю, что и сейчас многие кавказские мужчины с удовольствием вернулись бы к такому образу жизни. Но враждебность и недоверие заставляют их если и выезжать на заработки, то заниматься полукриминальным, а то и криминальным бизнесом. Федеральная служба по труду и занятости, озабоченная повышением межрегиональной мобильности российской силы, вполне могла бы заняться этой проблемой, помогая потенциальным трудовым мигрантам с поиском рабочих мест по всей России, переездом и обустройством.

Третье предложение. Полное освобождение от налогов на 2–3 года малого бизнеса в республиках Северного Кавказа. Это позволит избежать хождения по всевозможным регистрирующим и контролирующим инстанциям, повсеместно требующим взяток, а также существенно облегчит начало собственного дела. А если государство еще и поспособствует созданию фондов взаимного кредитования, а также небольших фондов поддержки малого предпринимательства, то ситуация с занятостью и денежными доходами населения на Северном Кавказе может серьезно улучшиться.

Четвертое. Межтерриториальная ротация государственных служащих. Необходимо решительно сломать традицию кланового отправления власти в республиках Северного Кавказа и связанной с этим тотальной коррупции. Для этого нужно перемещать кадры государственных служащих (в том числе из правоохранительных органов) по всей территории страны. Должно быть установлено правило: не более двух лет работы в той или иной конкретной местности. Тем самым становится невозможным опираться на клановые (семейные) связи. Кроме того, за это время чиновник (милиционер, налоговый или таможенный инспектор, прокурор) не успевает обрасти коррупциогенными связями. Такого рода поворот в административной реформе, конечно, потребует существенного улучшения материального положения “государевых людей” – повышения их денежного содержания, обеспечения комфортабельным жильем в любой точке России, льготного медицинского и пенсионного обеспечения.

Предложенными выше четырьмя программами, конечно, не исчерпывается список нетрадиционных мер, которые могли бы наконец переломить к лучшему ситуацию на Северном Кавказе. Следовало бы, в частности, обратить внимание на взаимоотношения с исламской общественностью, которая огульно записывается в “ваххабиты”. Требуется внимательное изучение местных традиций местного самоуправления, без чего мы потеряем муниципальный уровень власти, способный при правильном устройстве гасить большинство проявлений экстремизма и сепаратизма.