Долг везде взыщут


“Мы уже работаем в 19 регионах, но это в основном операционные подразделения, которые занимаются лишь взысканием проблемных долгов [переданных на аутсорсинг столичными структурами, имеющими филиалы], – рассказывает гендиректор “Секвойи” Елена Докучаева. – А потребность в наших услугах уже есть и у региональных компаний и банков. И мы решили, что эффективнее вести бизнес, имея местного партнера”. По ее словам, “Секвойя” договорилась о франчайзинге в Республике Татарстан и Самарской области: “Оба претендента представили бизнес-план, документы находятся в стадии подписания, после чего мы передадим технологии и проведем обучающие тренинги”. Это местные предприниматели, не аффилированные с банковскими структурами, – представители “хорошо стоящего на ногах среднего бизнеса”, которые работают в торговом ритейле и расширяются за счет близких сфер, отметила Докучаева.

“У меня с партнерами [в Казани, Лениногорске, Бугульме] есть сеть магазинов по продаже компьютеров , – рассказал Рамиль Булушев, который должен возглавить татарскую “Секвойю”. – Некоторое время мы сами выдавали потребкредиты, нам пришлось работать с неплательщиками, и возник вопрос: если даже у нашей сравнительно небольшой сети образовалась приличная просрочка, возможно, эта проблема актуальна и для других, а бизнес по взысканию долгов может приносить неплохой доход при правильной организации”. Рынок потребкредитования и объем проблемной задолженности быстро растут. По данным ЦБ, с 1 января по 1 сентября объем кредитов физлицам вырос с 616 млрд руб. до 909 млрд руб., а просрочка – с 1,36% до 1,94%. “Если у банков будет эффективный инструмент по взысканию долгов, одни смогут снизить процентные ставки, а другие активнее кредитовать, ведь с нашей помощью их риски снизятся, – отмечает Булушев. – Наши услуги уже востребованы”. По его словам, в республике сейчас возвратом проблемных долгов физлиц никто не занимается профессионально, за исключением служб безопасности банков и страховых компаний.

Спрос будет, уверен гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников, но для успеха нужно, чтобы франчайзи четко следовал корпоративным стандартам агентства: “Если кто-то переусердствует в выколачивании долгов, это нанесет ущерб репутации “Секвойи” и ее банков-партнеров в регионе”. Да и эффективность собственных менеджеров выше, поскольку жестче контроль за качеством их работы, уверен коммерческий директор Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) Александр Морозов. Кроме того, нет гарантии, что через год партнер не захочет заняться собственным бизнесом, предупреждает он. Но “Секвойя” подстраховалась: каждый партнер перечисляет агентству депозит в $50 000, который возвращается через три года при выполнении заявленного бизнес-плана. “Мы хотим, чтобы был качественный сбор долгов”, – поясняет Докучаева. С учетом стоимости самой франшизы самарским и татарским бизнесменам придется раскошелиться примерно на $500 000.

“Это очень выгодные сделки для “Секвойи”, – говорит Морозов. А Докучаева напоминает, что партнер получает не только технологии и торговую марку “Секвойи”, но и возможность работать с долгами ее клиентов в данном регионе (с полученного при этом дохода франчайзи придется отчислять агентству 10%, но столько же он получит с комиссионных “Секвойи” за взыскание долгов для привлеченных им местных клиентов).