ВОПРОС ДНЯ: Как сделать лоббизм более цивилизованным?


Безусловно может. Нужен закон о лоббизме. Например, в Вашингтоне существуют специальные лоббистские фирмы. Они специализируются на определенных рынках. Фирма собирает заявки на рынке, а затем открыто объясняет, почему лоббируется определенный закон. В лоббистские структуры уходят бывшие чиновники, сенаторы, конгрессмены. Они хорошо разбираются в законотворчестве.

Если нет легального лоббизма, то бизнес все равно будет отстаивать свои интересы, только с помощью коррупции.

Константин Ремчуков, издатель “Независимой газеты”

Абсолютно никакого движения по закону о лоббизме сейчас нет. Идея упорядоченной лоббистской деятельности очень здравая. Это поможет уйти от восприятия лоббизма как чего-то противозаконного. Благодаря законодательству деятельность станет прозрачной и можно будет избегать ситуаций, когда компании лоббируют свои интересы в ущерб другим компаниям. США – страна с условиями, похожими на наши, и у них этот механизм нормально работает.

Сергей Беляков, замруководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике

Бюрократия реально занимается лоббистской деятельностью, но не хочет ее узаконить. Я считаю, что в ближайшее время вряд ли этот закон будет принят. Закон о лоббировании – это одно из самых эффективных средств борьбы с коррупцией. Люди получают лицензию, они не должны быть политиками и не должны быть связаны с властью, тогда они могут отстаивать те или иные интересы. Сейчас деятельность этих организаций с точки зрения легальных лоббистов не узаконена. РСПП в какой-то степени занимал эту нишу.

Сергей Колмаков, политолог

Бизнес не заинтересован в том, чтобы принимали закон о лоббизме. Бизнесмены рассчитывают на коррупционные методы. С самого начала закон пытались протолкнуть левые. Последний раз с попыткой предложить закон уже выступали правые, в частности СПС. Я полагаю, это было связано с делом “Юкоса”. Все, что нужно было для запугивания бизнеса, обрушили на один “Юкос”, его сделали показательным примером. Если мы хотим, чтобы были урегулированы потенциальные конфликты между бизнесом и властью, закон о лоббизме нужен в России обязательно.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики