GM завысила прибыль вдвое


В среду, как только закрылись торги на NYSE, GM выступила с заявлением: выручка за 2001 г. завышена на $300–400 млн, при том что прибыль ее в тот год составила $601 млн (в 2000 г. – $4,45 млрд). Результаты 2001 г. пересматриваются вторично: GM уже после публикации первой версии отчета исключила из него показатели аэрокосмического подразделения Hughes Electronics, из-за чего прибыль выросла до $1,2 млрд. Причина очередного пересмотра отчетности четырехлетней давности в том, что в доходной части GM учла кредиты от поставщиков, гарантированные будущими продажами, сразу за весь срок кредитного соглашения. По правилам же американской бухгалтерской отчетности эту сумму надо равномерно распределять по всем годам кредита. В компании сообщили, что эти кредиты – один из предметов внимания SEC, которая вообще-то занимается документами GM из-за того, что компания собралась сокращать социальные выплаты уволенным сотрудникам. (Сейчас социальные выплаты достигают в цене каждого автомобиля GM $1500.)

Пресс-секретарь GM Тони Симонетти признала, что GM собирала своих аудиторов, чтобы обсудить вопрос об отчетности, и что аудиторы осознали, что надо было распределять поступления от кредитов по всему сроку их действия. Проще говоря, доходы, которые уже были учтены в 2001 г., продолжают на самом деле поступать по сю пору. Симонетти пообещала, что пересмотр вызовет “незначительные” изменения в показателях доходности за все годы, следующие за 2001-м. Аудиторы намерены завершить пересмотр до того, как будет выпущен годовой отчет за 2005 г. Пока что SEC не имеет никаких претензий ни к GM, ни к ее генеральному директору Рику Вагонеру.

История с неправильно учтенными кредитами – очередной удар по GM. Акции компании, как нарочно, вернулись к уровню именно 1992 г., когда в GM разразился предыдущий финансовый и управленческий кризис. Тогда произошел переворот в руководстве компании, и Рик Вагонер стал ее финансовым директором с задачей вывести компанию на прибыльность. До прошлого года его работа признавалась почти образцовой, однако нынешний год, когда конкуренция автопроизводителей из-за высочайших цен на бензин решительно обострилась и спрос на сравнительно дорогие машины GM резко упал (например, только за октябрь – на 26%), вся стратегия Вагонера была поставлена инвесторами под сомнение. Убыток автоконцерна за I квартал 2005 г. составил $839 млн, за III квартал – $1,1 млрд. Показатель убытка за II квартал первоначально составлял $318 млн. Позавчера GM объявила о пересмотре чистого убытка за этот период почти в четыре раза – до $1,07 млрд. Увеличение убытка связано с переоценкой 20%-ной доли GM в японской Fuji Heavy Industries.

В добавление ко всему в среду GM заявила, что сейчас занимается оценкой эффективности процедуры раскрытия данных компании – касательно “некоторых активов” – и что до 30 сентября контроль за этим не находился на достаточном уровне, как того требует SEC.