Не поздно остаться


По одному из проектов Конституционного акта высшим органом Союзного государства является Государственный совет, который на условиях ротации возглавляет один из президентов союзных государств сроком на два года с оговоркой “если субъекты не договорились об ином”. Как утверждал Грызлов по окончании последнего заседания рабочей группы, именно этот вариант считается основным и дорабатывается к ближайшему заседанию Высшего госсовета с участием обоих президентов.

Три других разработаны под руководством госсекретаря союза Павла Бородина. В них предусмотрены должности президента и вице-президента. В двух текстах президент Союзного государства избирается сроком на семь лет. В третьем срок не уточняется. Первые два имеют иное отличие: по одному из проектов должность президента может занять только россиянин, а вице-президента – “гражданин Республики Беларусь”. Второй же проект таких ограничений не накладывает.

Пресс-секретарь председателя Союзного государства Белоруссии и России Иван Макушок сообщил “Ведомостям”, что эти проекты будут рассматриваться на заседании Госсовета “как приоритетные”. Еще в начале этого года госсекретарь союза Павел Бородин заявлял о необходимости появления поста президента и вице-президента. Бородин не скрывал, что президентом видит Путина, вице-президентом – Александра Лукашенко.

“Перед кремлевской командой уход Путина по-прежнему составляет проблему на фоне передела собственности. Поэтому через Бородина прокачивается вариант с созданием нового государства, в котором Путин был бы избран президентом на первый срок”, – предполагает руководитель аналитической группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин.

Члены рабочей группы по доработке проекта отказались комментировать перспективы рассмотрения бородинских проектов. Депутат Госдумы Владимир Плигин заверил, что группа работает только с одним документом, в проекте которого “не предполагается введение института президентства”. Другой источник в рабочей группе объясняет нежизнеспособность “президентских” проектов юридическими сложностями. “Вписать предлагаемую структуру в существующие определения федерации, конфедерации или унитарного государства невозможно”. По его словам, от остальных версий уже отказались. Руководитель пресс-службы Лукашенко Павел Легкий от комментариев отказался, заметив, что “позиция Белоруссии по этому вопросу может корректироваться”.

Под вопросом и дата заседания Высшего госсовета. Макушок предполагает, что оно пройдет 28 ноября. Источник в постоянном комитете Союзного государства не исключает, что заседание перенесут “на начало декабря”. Кремлевский чиновник на вопрос о том, какой из проектов считается приоритетным, сообщил, что пока не видел ни одного из них. “Никаких материалов о дате и повестке заседания предстоящего Высшего госсовета в администрацию президента не поступало”, – загадочно отметил он.

А в Белоруссии не скрывают, что объединение даже на условиях равенства руководителей вряд ли состоится в ближайшие несколько лет. “Белорусской стороной скорее всего не будет одобрен ни один из предложенных Бородиным вариантов. Лукашенко в этом вопросе учитывает печальный опыт [Александра] Лебедя и [Александра] Руцкого, которые пошли на компромисс с Кремлем и в результате остались не у дел, – объясняет председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько. “За 16 лет в Белоруссии выросло новое поколение, которое не представляет степень зависимости Белоруссии от России и не согласится с потерей своего суверенитета”, – убежден кандидат в президенты Валерий Фролов.