Невъездная дипломатия


Российско-эстонские отношения ухудшились после провала ратификации двустороннего договора о границе в июне. Эстонский парламент вставил тогда в преамбулу принятого им закона о ратификации договора фразы, в которых, по мнению Москвы, содержались территориальные претензии к России. Россия в ответ отказалась ратифицировать договор и отозвала подпись своего министра иностранных дел под ним.

Круглый стол на тему “Развитие приграничного сотрудничества между Россией и ЕС на примере Финляндии и Эстонии” открылся вчера в Санкт-Петербурге. На форум были приглашены два члена эстонского правительства – министр иностранных дел Урмас Паэт и министр по делам регионов Яан Ыунапуу. Однако во вторник российский МИД уведомил эстонских коллег, что Паэту в визе отказано. Эстонский МИД в ответ заявил: отказ в визе продемонстрировал, что “Россия не заинтересована в контактах с Эстонией”. Второй чиновник ехать в Россию отказался из солидарности с коллегой.

Департамент печати и информации российского МИДа пояснил позицию Москвы: “Организаторы круглого стола (...) не ожидали, что уровень эстонского представительства окажется столь высоким”. Но Эстонию такой ответ не устраивает. Пресс-секретарь МИДа Эстель Халлисте заявила “Ведомостям”, что, хотя в тексте приглашения говорилось о “представителе МИДа”, поступило оно непосредственно на имя Паэта. По словам Халлисте, среди организаторов круглого стола упоминаются МИД и администрация президента России. Ссылки на “слишком высокий ранг” Паэта Халлисте считает несостоятельными, ведь Ыунапуу – такой же, как Паэт, член правительства Эстонии – визу получил. Тем не менее Эстония не намерена принимать ответных мер и отказываться от каких-либо запланированных ранее контактов с россиянами, добавила она.

Российский МИД давно подозревает правительства прибалтийских стран в попытках наладить контакты с российскими регионами в обход официальных каналов. В апреле министр иностранных дел России Сергей Лавров прямо заявил, что страны Прибалтики “стараются выстраивать отношения с российскими регионами в обход центра, рассчитывая, что это поможет им “продавливать” свои <...> интересы”. По мнению Сергея Михеева из Центра политических технологий, “независимо от конкретных обстоятельств отмены визита ясно, что инцидент отражает общее плохое состояние двусторонних отношений, и лучше эти отношения не становятся”.