НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Вагон томов


Как сообщают в издательстве, тираж 62-томной Большой энциклопедии умещается в 62 товарных вагонах. Странное совпадение: вагон томов. Реализация этого проекта вообще кажется событием баснословным. За минувшие 30 лет ничего похожего на книжном рынке не появлялось. Переиздавали, выпускали по подписке в течение многих лет, да. Но так чтобы сразу и новый вариант – не было.

Само собой, в научно-редакционном совете энциклопедии сплошные академики. Парад возглавляет Геннадий Месяц, вице-президент РАН. Главный редактор – кандидат исторических наук С. А. Кондратов. Общий словник БЭ составляет более 200 000 слов. Одних картинок – 60 000. Сведения по корневой базе приведены по состоянию на 2002–2004 гг. Географические карты, репродукции картин, портреты. Статьи не подписаны, но весьма обстоятельны и подробны. Значительные понятия “архитектуры”, “авиации” и т. д. снабжены отдельными иллюстративными вставками. И можно часами разглядывать конфигурации истребителей времен Второй мировой. Или соборы и мечети мира.

То же самое касается и стран мира. Фотографии из “жизни народа” сопровождаются довольно раскидистыми очерками о его истории и культуре. По Афганистану такой текст заканчивается информацией о инаугурации Карзая в 2004-м. О характере его марионеточной власти ничего не сказано, и это правильно. Поскольку издатели энциклопедии утверждают, что главная ее особенность – отсутствие идеологической окраски как таковой. То есть идейная оценка, если присутствует, только исключительно в толковании всемирно порицаемых явлений: “фашизм”, “геноцид” и пр.

В остальном тон статей ровный, предупредительный. Про бессмысленный полуразрушенный БАМ сказано очень сдержанно: “загружен в незначительной степени”. Рядом с поэтом Байроном фигурирует певец Байрон, и картинки у них одинаковой величины, причем у лидера группы Uriah Heep картинка еще и цветная. Англоязычные названия музыкальных групп и шлягеров прошлого века даны, слава богу, без перевода.

Вообще, ловля блох – одно из тех удовольствий, которое дарит любой масштабный проект энциклопедического свойства. Забавные курьезы случаются буквально в соседних статьях. Например, в “Авгиевых конюшнях” сказано, что для их очистки Геракл запруживает две речки, Алфею и Пенею. Но уже в следующей заметке – про самого Авгия – Геракл правит русло только одной из них.

Малопонятно, почему поэту скромных дарований Геннадию Айги посвящена статья, соразмерная с текстом об Анне Ахматовой. И почему главной темой поэзии Ахмадулиной нужно считать “дружбу” (как сказано в маленькой – это для звезды 60-х! – статье).

В целом можно считать, что новая энциклопедия подводит итог двум последним десятилетиям ХХ в. и – шире – ХХ в. вообще. Поскольку многие явления, такие как “авангардизм” в живописи, например, описаны полностью, т. е. от момента зарождения до кульминации и финала.

Что касается нынешнего столетия, то БЭ можно считать энциклопедией предположений. Поскольку особой уверенности в том, что через 30 лет кто-то вспомнит про Абрамовича, у меня, например, нет.