“Русал” уклонился от борьбы


“Русал” передумал торговаться за порт сразу, как только посмотрел конкурсную документацию, заявила вчера компания. “Мы подписали договор задатка и получили документы [“Морпорта”], изучив которые, пришли к выводу, что этот актив нам неинтересен”, – говорит представитель “Русала” Вера Курочкина. Заявку в итоге компания не подала. А участвовали в аукционе сразу три подконтрольные Владимиру Лисину компании – Jysk Staalindustri, НТК и кипрская Chupit Limited. Последняя и стала новым владельцем 48,8% акций порта. Ее представитель первым поднял табличку, чтобы подтвердить начальную цену. Реакции двух других не последовало. “Все еще можно изменить и вписать свое звучное имя в историю российской приватизации”, – попыталась взбодрить торгующихся аукционист Елена Окрут. Но шутка успеха не имела, и на этой фразе торги, собственно, и закончились. РФФИ, впрочем, остался доволен. “Мы понимали, что вряд ли будет активное соперничество именно на аукционе, поэтому постарались максимально оценить пакет”, – заключил первый зампредседателя фонда Алексей Коробов.

Официальных заявлений о “победе” НЛМК вчера решил не делать. А представитель Chupit на торгах – адвокат бюро “Резник, Гагарин, Абушахманов и партнеры” Александр Смагин отметил, что “торговался не в интересах комбината, а за Chupit”. В РФФИ заметили, что не обязаны ни уточнять, ни тем более раскрывать учредителей участников торгов. Впрочем, связь всех этих компаний очевидна. НТК – это созданный в 2001 г. оператор железнодорожных и морских перевозок НЛМК. Chupit Limited, по данным СПАРК, контролирует 60% НТК и владеет миноритарными пакетами минимум в трех предприятиях группы НЛМК – “Доломит”, “КМАруда”, “Стагдог”. “Все это было ожидаемо, – замечает вице-президент “Промышленных инвесторов” Владимир Ашурков. – С самого начала было понятно, что металлурги договорятся до аукциона”.

Впрочем, один из менеджеров “Русала” заверяет, что пока его компания с НЛМК ни о чем не договорилась. “Интерес к порту мы, естественно, не потеряли – это же Петербург, таких активов больше нет, – замечает металлург. – Но такое разрозненное хозяйство, тем более с постоянно бастующими докерами, нам не нужно”. Делить порт с НЛМК “Русал” не собирался, а позиции к этому аукциону были слабоваты, поясняет он. “Морпорт СПб” по сути не контролирует, а управляет стивидорами по договору, который всегда можно разорвать, объясняет металлург. С другой стороны, именно на “Морпорт” оформлены договоры аренды причалов. “Но мы решили, что, пожалуй, это плохой инструмент [для управления]”, – добавляет он. В итоге “Русал” решил, что ему интересна только покупка отдельных “профильных” активов в порту. Правда, пока конкретных переговоров по ним нет, уверяет металлург.

Больше всего грузов “Русала” переваливают два стивидора порта – Вторая и Четвертая стивидорные компании. Вторая – алюминий, Четвертая – глинозем. “Они нам интересны, но выделить их в отдельный бизнес пока никто не хочет”, – смеется металлург.