Урожайный октябрь


А у директора департамента казначейских операций Росбанка Николая Ермолаева еще одна версия. Осенью у банков возникли серьезные проблемы с рублевой ликвидностью, напоминает он, и им пришлось занимать рубли через валютные свопы. Особенно тяжело банкирам пришлось в конце октября, когда начались налоговые платежи. Ставки по однодневным межбанковским кредитам выросли до 10–15% годовых, тогда как в обычное время они колеблются на уровне 0,5–1,5% годовых. Причем на этот раз вопреки обыкновению ставки остались высокими даже в последний день месяца. “Это тревожные сигналы, – отмечает Ермолаев. – В последний раз такое случалось 2–3 года назад, когда в системе было очень мало денег”.

Последний раз всплеск активности на валютном рынке Центробанк зафиксировал в декабре прошлого года, когда ежедневный оборот торгов превысил $35 млрд. Впрочем, с началом нового года дилеры успокоились: в январе – августе ежедневные обороты составляли в среднем $26 млрд. Но в сентябре банкиры проснулись – оборот вырос до $32,2 млрд в день. А в октябре рынок и вовсе закипел – ежедневный объем сделок превысил $45,4 млрд (см. график). По данным ЦБ, этот месяц стал рекордным с начала 2003 г.

Осенью рубль по традиции укрепляется к доллару в номинальном выражении, объясняет экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин, и в этом году участники рынка решили сыграть на повышение рубля, открывая короткие позиции по американской валюте. Но ураганы в США помешали им заработать. Стихийные бедствия привели к ускорению инфляции, подтолкнув ФРС к повышению учетной ставки. В результате доллар начал дорожать к евро и другим мировым валютам. Спекулянтам пришлось спешно закрывать короткие позиции по доллару, объясняет Надоршин огромные обороты в октябре. Рекорды в декабре прошлого года также объясняются спекуляциями на валютном рынке – из-за резких движений курса доллар/евро (в начале месяца в районе 1,35, потом, к середине, 1,32, затем 1,37) ажиотаж на рынке был высоким. Банки торговали не только с ЦБ, но и между собой, активности добавили и клиенты. Большая часть сделок в декабре 2004 г. и сентябре – октябре 2005 г. носили спекулятивный характер, считает Надоршин.

Многие банки не только увеличили объем спекулятивных операций на валютном рынке, но и стали использовать валюту как инструмент для инвестиций, признает начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Артур Аракелян. “Кроме того, все более активными игроками на внутреннем финансовом рынке становятся нерезиденты, – отмечает он, – это, безусловно, влияет на рост конверсионных операций”.

Однако рост оборотов Аракелян объясняет и другими факторами. Основная масса валютных операций на внутреннем рынке – это конвертация экспортной выручки, указывает он. Львиная доля российского экспорта приходится на сырьевые отрасли, а цены на энергоносители растут, объясняет он возросший оборот на внутреннем валютном рынке. По данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев 2005 г. объем российского экспорта составил $173,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на $45,7 млрд.

Сейчас ставки на межбанке вернулись к прежним уровням, но это не надолго, полагает банкир, во всем мире стоимость денег растет и российский рынок не будет исключением. Потребность в рублях у банков не исчезнет, убежден Ермолаев, ведь подавляющая часть их пассивов – валютные займы и кредиты. Поэтому сохранится спрос и на валютные свопы, считает он, а значит, обороты валютного рынка не упадут.