Boeing и Airbus помогут России


Впрочем, помогать российскому авиапрому мировые гранды готовы не просто так. Boeing и Airbus участвуют в тендере “Аэрофлота” на покупку 22 новых дальнемагистральных лайнеров, говорят два знакомых с предложениями авиаконцернов источника. “Аэрофлот” с июля выбирает между двумя новинками – Boeing-787 и Airbus-350. Продажи первого начнутся с 2008 г., второго – с 2010 г. Их стоимость по каталогу – $110–120 млн и $150–160 млн соответственно. Так что заказ “Аэрофлота” составит $2,5–3 млрд без учета скидок. Чей план о сотрудничестве будет лучше, тот производитель и будет “рекомендован” “Аэрофлоту”, рассказывают собеседники “Ведомостей”. Итоги тендера могут быть подведены к концу ноября, сказал в пятницу гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов.

За последние 15 лет производство самолетов в нашей стране упало в десятки раз. В 1989 г. заводы СССР собрали около 1500 лайнеров, то в нынешнем году российские предприятия выпустят не больше 15. Самостоятельно Россия вытянуть свой авиапром не может, постановили чиновники и решили ориентироваться на кооперацию с лидерами мирового авиапрома. Boeing и Airbus этот вариант устраивает. Оба концерна в октябре уведомили Минэкономразвития и Минпромэнерго о готовности разместить заказы на российских предприятиях. Причем суммы в обоих предложениях одинаковые – $33 млрд на ближайшие 20–30 лет, говорят два источника, знакомых с предложениями Boeing и Airbus. Замруководителя департамента ОПК Минпромэнерго Валерий Воскобойников и чиновник Минэкономразвития подтвердили факт получения писем от авиаконцернов, но обсуждать их детали отказались. Воскобойников лишь отметил, что участие нашего авиапрома не может ограничиваться “производством отдельных деталей и узлов”.

Представители Boeing и Airbus от комментариев отказались. Но источник, знакомый с их предложениями, уточняет, что Boeing предложил нашему авиапрому поучаствовать в производстве лайнера B-737 Next Generation и конвертации пассажирских B-747 в грузовые, а также пообещал контракты на поставку материалов, конструкторские разработки и проч., в том числе и для B-787. Airbus готов предложить партнерство в разработке и производстве A-350, конвертации в грузовые версии А-320 и программе создания среднемагистральной новинки, которая выйдет на рынок после A-350 ($20 млрд).

Аналитик ОФГ Елена Сахнова советует чиновникам выбрать европейцев: “EADS уже готовится стать владельцем 10% “Иркута” и миноритарием ОАК”. Правда, сам “Аэрофлот” от такого выбора может потерять. A-350 крупнее и дороже B-787 и полной загрузки европейских лайнеров у “Аэрофлота” не будет, отмечает Сахнова. Кроме того, Boeing нужен “Аэрофлоту” как поставщик грузовых лайнеров для его грузовой “дочки” и портить с ним отношения “Аэрофлоту” невыгодно, добавляет эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.